г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А26-7513/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены ( уведомление N 36744);
от заинтересованного лица: Мартынова И.А. по доверенности от 03.03.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4771/2015) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2015 по делу N А26-7513/2014 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ООО "Ветеран-Трейд"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Ветеран-Трейд" (185000, г.Петрозаводск, пр.А. Невского, д.67, ОГРН 102100519110, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (185003, г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.26, далее - Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия) от 26.08.2014 N 721/14 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены в связи с недоказанностью события правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что событие правонарушения и факт его совершения подтверждены представленным в дело заключением эксперта N 371-Г от 24.04.2014 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Карелия".
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по поступившему 19.03.2014 обращению граждан о реализации ООО "Ветеран-Трейд" табачных изделий в магазине "Айсберг", расположенном на расстоянии менее 100 метров от детского дома и колледжа от 15.04.2014 N 02-03/72 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия 15.04.2014 возбуждено дело N02-03/72 в отношении общества по части 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе административного расследования Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия направило в Администрацию Петрозаводского городского округа запрос от 25.03.2014 N 02/1570 о представлении схем размещения образовательных учреждений, в том числе, по адресу магазина "Айсберг". По запросу представлены схема в масштабе 1:2000 (письмо от 10.04.2014 N 05-13-159) и схема в масштабе 1:1000 (письмо от 21.04.2014 N 111-38-164).
Кроме того, 24.04.2014 получено экспертное заключение N 371-Г ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия", согласно выводам которого магазин "Айсберг", находится в стометровой зоне от границ территории Муниципального бюджетного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 4" (далее-МОУ "Детский дом N 4") и здания Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Карелия (далее-ГАПОУ РК "Колледж технологии и предпринимательства") (на расстоянии от 6 до 100 метров).
По факту нахождения магазина "Айсберг" в 100-метровой зоне от границ вышеуказанных образовательных учреждений, 28.07.2014 административным органом составлен в отношении ООО "Ветеран-Трейд" протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
26.08.2014 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия вынесено постановление, которым ООО "Ветеран-Трейд" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество, полагая незаконным оспариваемое постановление в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и недоказанностью события правонарушения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к ошибочному выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" ( далее-Закон N15-ФЗ) граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Норма пункта 2 части 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ направлена на ограничение доступности табачных изделий для несовершеннолетних и запрещает реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от образовательных организаций.
При этом Закон N 15-ФЗ, устанавливая запрет на розничную продажу табачных изделий, в том числе на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных организаций, не закрепляет порядка определения данного расстояния.
В этой связи, необходимо исходить из буквального толкования используемого в законе термина "расстояние", то есть пространство между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии).
Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для детей законодательно установлен запрет розничной торговли табачными изделиями на расстоянии ста метров от любой точки границы территории образовательной организации. Такая зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения. Следовательно, нахождение торговой точки по розничной продаже табачных изделий в пределах этой зоны является нарушением пункта 2 части 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ.
Материалами административного дела подтверждается, что обществом не соблюдаются ограничения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а именно, осуществляется розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее, чем сто метров по прямой линии, без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг- МОУ "Детский дом N 4" и ГАПОУ РК "Колледж технологии и предпринимательства", расположенных в городе Петрозаводске на проспекте А.Невского в домах N 64 и N69.
Несоблюдение вышеуказанных ограничений подтверждено экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" 24.04.2014 N 371-Г, согласно выводам которого: здание, в котором располагается магазин "Айсберг", находится в стометровой зоне от границ территории МОУ "Детский дом N 4" и здания ГАПОУ РК "Колледж технологии и предпринимательства" (на расстоянии от 6 до 100 метров). Изложенные в нем факты обществом не опровергнуты.
В данном заключении указано, что для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы было предоставлено письмо Администрации Петрозаводского городского округа от 21.04.2014 N 111-38-164 с приложением схемы стометровой зоны МОУ "Детский дом N 4" и стометровой зоны ГАПОУ РК "Колледж технологии и предпринимательства", выполненных в масштабе 1:2000. Замеры проводились поверенной рулеткой по схеме стометровой зоны МОУ "Детский дом N 4" и схеме стометровой зоны ГАПОУ РК "Колледж технологии и предпринимательства".
Как следует из пояснений Администрации постановлением от 05.12.2011 N 4972 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги -утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. В целях реализации полномочий по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов, постановлением главы самоуправления МО г. Петрозаводска от 26.06.2006 N 1533 внедрена единая картографическая система (ЕКО) г.Петрозаводска на основании дежурного цифрового плана города Петрозаводска в геоинформационной системе ГИС "Ингео".
Следовательно, сведения о расстоянии от границ территории образовательных организаций до магазина общества представлены ответчику компетентным органом, обладающим полной градостроительной информацией, в том числе сведениями кадастрового учета, позволяющей объективно оценивать и устанавливать расположение объектов и расстояния между ними на территории городского округа.
В рассматриваемом случае, для определения расстояния от границ земельного участка использовалась утвержденная в установленном порядке оцифрованная едина картографическая основа г.Петрозаводска, выкопировка из которой и была предоставлена Управлению Роспотребнадзора. Таким образом, письмо от 21.04.2014 N 111-38-164 и схема в масштабе 1:2000 являются надлежащими и допустимыми доказательствами, подтверждающими событие правонарушения.
Факт торговли в магазине табачными изделиями подтверждается протоколом осмотра помещений от 15.04.2014 и обществом не отрицается.
С учетом изложенного, событие административного правонарушения и факт его совершения обществом подтверждены материалами административного дела и у Управления Роспотребнадзора имелись все основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения ООО "Ветеран-Трейд" к административной ответственности.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество принимало все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, должностные лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия действовали в пределах предоставленных им полномочий, с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях и с учетом фактических обстоятельств. Санкция части 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях является отсылочной нормой, ответственность наступает за нарушение ограничений, установленных Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", за, что частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, вынесение постановления Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия N 721/14 от 26.08.2014 о привлечении общества к административной ответственности, следует признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 января 2015 года по делу N А26-7513/2014 отменить.
ООО "Ветеран-Трейд" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия от 26.08.2014 N 721/14 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7513/2014
Истец: ООО "Ветеран Трейд", ООО "Ветеран-Трейд"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Карелия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Третье лицо: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия"