г. Владимир |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А79-6716/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.05.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Урлекова В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Алексея Ивановича, г. Чебоксары,
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.11.2014 по делу N А79-6716/2014, принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению индивидуального предпринимателя Сергеева Алексея Ивановича о признании незаконным и отмене постановления Управления административно-транспортного контроля Территориального отдела N 9 Министерства транспорта Московской области от 04.08.2014 N50АА 011964, при участии третьего лица, - индивидуального предпринимателя Петрова Олега Владимировича.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением административно-транспортного контроля Территориального отдела N 9 Министерства транспорта Московской области (далее по тексту - Управление) в ходе проведения мероприятий по выявлению административных правонарушений в сфере пассажирских перевозок по Красногорскому муниципальному району установлен факт перевозки индивидуальным предпринимателем Сергеевым Алексеем Ивановичем пассажиров по маршруту N 49 "Красногорск (ст. Павшино) - п.Истра (62-я больница)", без разрешения на право работы на указанном маршруте.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении Сергеева А.И. составлен протокол от 15.07.2014 серии 50 АА N 011725 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области".
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 04.08.2014 серии 50 АА N 011964, согласно которому Сергеев А.И. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" в виде наложения штрафа в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель Сергеев Алексей Иванович обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 14.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Сергеев А.И. ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в его действия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области".
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" (далее по тексту - Закон N 170/2006-ОЗ) установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров по маршруту без разрешения на право работы по маршруту в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее по тексту - Закон МО N 268/2005-ОЗ) межсубъектный маршрут - это маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, одним из которых является Московская область; реестр маршрутов регулярных перевозок - учетный документ, содержащий информацию о маршрутах регулярных перевозок.
Согласно статье 5 Закона МО N 268/2005-ОЗ Правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
Статьей 3 Закона МО N 268/2005-ОЗ установлено, что разрешение на право работы по маршруту - это документ, удостоверяющий допуск перевозчика к транспортному обслуживанию автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по конкретному маршруту регулярных перевозок.
Перевозчик пассажиров обязан получить в установленных законодательством случаях и порядке разрешение на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту) (пункт 1 части 2 статьи 12 Закона МО N 268/2005-ОЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 12 Закона МО N 268/2005-ОЗ перевозчик не вправе выполнять перевозки пассажиров и багажа при отсутствии разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту) или аннулированном разрешении на право работы по маршруту (удостоверении допуска к работе по маршруту), если наличие разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту) является обязательным условием выполнения перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 22 Закона МО N 268/2005-ОЗ выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок осуществляется при наличии действующего разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту), выданного соответствующим уполномоченным органом. Одновременно с разрешением на право работы по маршруту (удостоверением допуска к работе по маршруту) перевозчику выдаются маршрутные карты (карточки допуска).
Из смысла вышеуказанных норм следует, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Московской области) в порядке выполнения обязанности по согласованию регулярных автобусных маршрутов в качестве подтверждения такого согласования выдает перевозчику, в том числе, разрешение на право работы по маршруту.
Как следует из материалов дела, 16.06.2014 по регулярному маршруту N 49 "ст. Павшино - п.Истра (62-я больница)", включенному в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области, на котором работает правомочный перевозчик общество с ограниченной ответственностью "КрасАвтоТранс" (четырьмя автобусами вместимостью ОМВ), параллельно осуществлялись пассажирские перевозки 6-ю автобусами марки "Мерседес" и "Форд" (г.р.з. М892РТ152, М724ТЕ152, М881РТ152, М732ТЕ152, М731ТЕ152, М746ТЕ152 вместимостью МВ 1), с путевыми листами автобусов, оформленными индивидуальным предпринимателем Сергеевым Алексеем Ивановичем.
автобус марки "Форд SOLLERS B-BF" государственный регистрационный знак М724ТЕ152 с путевым листом автобуса А N 736 оформленным на три дня с 17 по 19.06.2014 под управлением водителя Горянева В.В. 17.06.2014 осуществлял пассажирские перевозки по маршруту N 49 "ст. Павшино - п.Истра (62-я больница)" в 14 час. 31 мин. не имея при себе маршрутной карты.
Автобус марки "Мерседес" государственный регистрационный знак М188РТ152 на основании документов, выданных индивидуальным предпринимателем Сергеевым А.И. (путевой лист А N 733 с 16 по 19.05.2014, договор фрахтования от 16.06.2014), перевозка пассажиров осуществляется с 07 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. с интервалом 1 час. 20 мин. Водитель автобуса на остановочном пункте "62-я больница)" и остановочном пункте "ст. Павшино" произвел посадку - высадку пассажиров (1 рейс - в 12 час. 27 мин., 2 рейс - в 16 час. 09 мин.).
Автобус марки "SOLLERS B-BF (Форд Транзит)" государственный регистрационный знак М746ТЕ152 на основании документов, выданных индивидуальным предпринимателем Сергеевым А.И. (путевой лист А N 731 с 16 по 19.06.2014, договор фрахтования от 16.06.2014), перевозка пассажиров осуществляется с 08 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. с интервалом 1 час. 20 мин. Водитель автобуса на остановочном пункте "62-я больница" и остановочном пункте "ст. Павшино" произвел посадку - высадку пассажиров (1 рейс - в 12 час. 46 мин., в 14 час. 25 мин., в 16 час. 35 мин.).
Автобус марки "SOLLERS B-BF (Форд Транзит)" государственный регистрационный знак М724ТЕ152 на основании документов, выданных индивидуальным предпринимателем Сергеевым А.И. (путевой лист А N 736 с 17 по 19.06.2014, договор фрахтования от 17..06.2014), перевозка пассажиров осуществляется с 08 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. с интервалом 1 час. 20 мин. Водитель автобуса на остановом пункте "62-я больница" и остановом пункте "ст. Павшино" произвел посадку - высадку пассажиров (1 рейс - в 14 час. 31 мин., в 16 час. 40 мин.).
Все автобусы осуществляли пассажирские перевозки по маршруту регулярных перевозок N 49 "ст. Павшино - п.Истра (62-я больница)", производя посадку - высадку пассажиров на остановочных пунктах "62-я больница" и "ст. Павшино". На правой боковой поверхности транспортного средства указан маршрут и промежуточные остановочные пункты, что свидетельствует о перевозке неопределенного круга лиц. В салоне транспортных средств указан перевозчик - индивидуальный предприниматель Сергеев А.И. Водители не имели при себе маршрутной карты, водительское удостоверение и другие документы, удостоверяющие личность водителя сотрудникам УРАТК МТ МО не представили.
Факт осуществления перевозок пассажиров по маршруту N 49 "Красногорск (ст. Павшино) - п.Истра (62-я больница)" без разрешения на право работы на указанном маршруте, подтверждается служебной запиской от 17.06.2014, протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами, копиями материалов об административном правонарушении в отношении водителя, объяснением пассажира.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к правильному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 12 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области".
Нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод предпринимателя о том, что он как фрахтовщик осуществлял перевозку пассажиров по договору фрахтования, предметом которого является перевозка пассажиров заказчика (фрахтователя) автобусом по вышеуказанному маршруту, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Представленным в суд договором фрахтования (заказом-нарядом) от 16.06.2014 предусмотрено, что перевозчик обязуется перевозить пассажиров заказчика - фрахтователя (предприниматель Петров О.В.) по предъявлению билета (посадочного талона). Положений относительно оснований перевозки пассажиров договор не содержит.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 5 Федеральный закон N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Федеральным законом N 259-ФЗ и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее по тексту - Правила N 112), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Федерального закона N 259-ФЗ. В соответствии со статьёй 19 данного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
В соответствии с разделом II "Регулярные перевозки" Правил N 112 регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Федерального закона N 259-ФЗ, в соответствии с которой перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
В части 1 статьи 27 Федерального закона N 259-ФЗ указано, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно части 4 статьи 27 Закона N 259-ФЗ при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В разделе III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил N 112 указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определённых договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путёвки и другое), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении N 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются: наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.
Из текста договора фрахтования следует, что подача автобуса на маршрут осуществляется с интервалом не более 1 часа 20 минут. Пассажиры осуществляют посадку в автобус и высадку из автобуса на остановочных пунктах по пути следования автобуса по маршруту.
Достоверно установлено, что пассажиры вносили плату за проезд - это обстоятельство подтверждено объяснением пассажира (л.д. 43).
В силу пункта 5 статьи 27 Федерального закона N 259-ФЗ в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
При проверке установлен факт взимания платы с пассажиров.
Из имеющихся в материалах дела документов не следует, что круг лиц, для перевозки которых заключался договор, был определённым. Список пассажиров в материалы дела не представлен.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих действительное осуществление на автобусе предпринимателя заказных перевозок пассажиров, не представлено.
На самом деле перевозка осуществляется следующим образом - автобус движется по определённому маршруту с остановочными пунктами, с установленным интервалом, то есть по кругу. Пассажиры садятся в автобус на остановочных пунктах (без предъявления каких-либо посадочных талонов), оплачивают деньги за проезд водителю и следуют до места назначения. То есть процесс перевозки полностью совпадает с регулярными перевозками.
С учетом изложенного, предприниматель под видом заказных перевозок фактически осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту N 49 "Красногорск (ст. Павшино - п.Истра (62-я больница)" без разрешения на право работы на указанном маршруте.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.11.2014 по делу N А79-6716/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Алексея Ивановича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6716/2014
Истец: ИП Сергеев Алексей Иванович
Ответчик: Управление административно-транспортного контроля Территориального отдела N9 Министерства транспорта Московской области
Третье лицо: ИП Петров О. В., Министерство транспорта Московской области, Инспекция федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Отдел Адресно-справочной работы УФМС России по Чувашской Республике