Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А42-9056/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7093/2015) ООО "СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.02.2015 по делу N А42-9056/2014 (судья Варфоломеев С.Б,), принятое
по заявлению ООО "СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС", место нахождения: 183025, г. Мурманск, ул. Капитана Буркова, д. 13, ОГРН 1135190005500,
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - ГЖИ, Инспекция) от 14.10.2014 N 1627/37 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Решением суда от 13.02.2015 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 13.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что Инспекцией не представлено в материалы дела надлежащих доказательств, свидетельствующих о нарушении Обществом требований жилищного законодательства, так как проверка в отношении него была проведена ГЖИ с грубыми нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), выразившимися в неознакомлении Общества с актом проверки и невручении его последнему, а также в проведении проверки в отношении всего многоквартирного дома, обслуживаемого Общества, а не конкретного помещения, собственником которого была подана жалоба в Инспекцию.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственника жилого помещения в многоквартирном доме N 19 по улице Гвардейской города Мурманска и на основании распоряжения от 19.09.2014 N 2000 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности управляющей организации - Общества на предмет неправильного исчисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в указанном многоквартирном доме, в ходе которой установлено, что расчёт названной платы за период с мая по июль 2014 года произведён исходя из общей площади мест общего пользования (лестничных клеток и общих коридоров) в размере 1 008,3 кв.м, тогда как действительные площади иные и составляют 716,1 кв.м лестничные клетки и 270,3 кв.м общие коридоры, а всего 986,4 кв.м.
Инспекцией также установлено, что названный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии (акт не представлен); горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки, централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует, в связи с чем расчет платы за горячее водоснабжение за май-июль 2014 года должен был быть произведен по формуле N 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), то есть когда коммунальная услуга производится самостоятельно с помощью общего имущества многоквартирного дома, в то время как Общество производило его по формулам 10 и 15 указанных Правил.
Кроме того, ГЖИ в ходе проверки выявлено, что при расчёте платы за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды используются недостоверные и непроверенные показания индивидуальных приборов учёта воды, что недопустимо пунктами 82, 83 Правил N 354.
По результатам проверки ГЖИ составлен акт от 13.10.2014 N 2024, Обществу выдано предписания от 14.10.2014 N 1627/37, согласно которому последнему предписано в срок до 28.11.2014 привести в соответствие с Правилами N 354 начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 19 по улице Гвардейской города Мурманска.
Считая предписание Инспекции незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Придя к выводу о соответствии предписания ГЖИ действующему законодательству, суд первой инстанции оставил требования заявителя без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения, поскольку при его вынесении суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу постановления Правительства Мурманской области от 25.09.2009 N 438-ПП Государственная жилищная инспекция Мурманской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Мурманской области.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определяется Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Обществом, многоквартирный дом N 19 по улице Гвардейской города Мурманска не имеет коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды.
Следовательно, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил N 354 определяется по формуле 10, в которой используется показатель - объём (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчётный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.
В свою очередь, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объём (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчётный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15 Правил N 354 (пункт 17 Приложения N 2), где применяется, в том числе, такой показатель как - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При этом одновременно разъяснено, что при определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объёма холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что используемые при расчёте размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В силу пункта 3 Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, государственный учёт жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учёт, официальный статистический учёт и бухгалтерский учёт. Технический учёт жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
Так, Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области представлены сведения о площадях спорного жилого дома, в соответствии с которыми площадь общего имущества, состоящего из лестничных клеток (716,1 кв.м) и общих коридоров (270,3 кв.м), составляет 986,4 кв.м (л.д. 50 тома 1), тогда как Общество при определении объёма холодной и горячей воды, израсходованной за расчётный период на общедомовые нужды в таком многоквартирном доме и приходящейся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, применяло иной показатель площади общего имущества - 1.008,3 кв.м (л.д. 62 тома 1), что является нарушением вышеназванных положений Правил N 354.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потреблённую горячую воду рассчитывается в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен вышеупомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила N 354, где, в частности, расчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учётом пунктов 40 и 54 этих Правил и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с абзацами первым и третьим пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведённой и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячеговодоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 рассматриваемых Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Таким образом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды Правилами N 354 не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 названных Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса, использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объём использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учёта, фиксирующего объём такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объём (количество) произведённой исполнителем за расчётный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объёмы приборов учёта, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учёта - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объёмов потребления тепловой энергии или горячей воды, определённых по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учёта. Указанный расчётный способ применяется при определении объёма использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
- произведение объёма потреблённой потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесённая на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объёму горячей воды, потреблённому за расчётный период в жилом или нежилом помещении.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, горячее водоснабжение в спорном многоквартирном доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки, централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует, в связи с чем расчет платы за горячее водоснабжение за май-июль 2014 года должен был быть произведен по формуле N 20 Правил N 354, в то время как Общество производило его по формулам 10 и 15 указанных Правил.
Кроме того, Инспекцией также выявлены и в акте проверки от 13.10.2014 N 2024 отражены случаи отсутствия начисления размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, сведений об объёмах потребления холодной и горячей воды, а также отсутствие со стороны Общества контроля за правильностью переданных показаний индивидуальных приборов учёта, что является нарушением пунктов 59, 61, 82-84 Правил N 354.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела Обществом и Инспекцией доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество нарушило требования Правил N 354, в связи с чем у ГЖИ имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, предписание выдано уполномоченным на то органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности, что в свою очередь в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влекло отказ в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы подателя жалобы о том, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств нарушения Обществом положений Правил N 354, со ссылкой на проведение ГЖИ проверки с грубыми нарушениями положений Закон N 294-ФЗ, выразившимися в неознакомлении Общества с актом проверки и невручении его последнему, противоречат материалам дела, приведены в отношении иной проверки, проведенной ГЖИ в период с 24.01.2014 по 12.02.2014 (листа 1, 2 апелляционной жалобы), иного акта проверки от 12.02.2014 N 306, в связи с чем, по мнению суда апелляционной инстанции, носят формальный характер и подлежат отклонению
В свою очередь доводы заявителя о том, что Инспекция вправе была проверить только помещение, в котором проживает обратившееся с жалобой лицо, а не весь многоквартирный дом, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонены последним, поскольку на основании распоряжения от 19.09.2014 N 2000 контролю подлежала именно деятельность Общества (в данном случае управление конкретным многоквартирным домом, а не отдельных его составляющих), а обращение жильца явилось лишь правовым основанием для такой проверки и не определяет её границы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 13.02.2015, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Мурманской области следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.02.2015 по делу N А42-9056/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9056/2014
Истец: ООО "СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Мурманской области