Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2015 г. N Ф06-483/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 мая 2015 г. |
А55-23113/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Самарский кирпич" - до и после перерыва: представителя Спекторовой И.А. (доверенность от 31.12.2014),
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - до перерыва: представителя Филюк Т.В. (доверенность N Д05-01/2481 от 02.09.2014), после перерыва: представителя Слабожановой Е.А. (доверенность N Д0501/3273 от 12.11.2014),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
от Думы городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
от Администрации городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещена,
от Министерства строительства Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самарский кирпич"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2015 года по делу N А55-23113/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самарский кирпич" (ОГРН 1046300550262, ИНН 6316089126), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Думы городского округа Самара, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самарский кирпич" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент, заинтересованное лицо), в котором просило признать незаконным бездействие Департамента по не исключению красных линий в чертежах градостроительных планов, соответственно:
-N RU 63301000-1760 (земельный участок площадью 26 741,7 га с кадастровым номером 63:01:06 12001:0001);
-N RU 63301000-2026 (земельный участок площадью 745,4 м2 с кадастровым номером 63:01:0612 002:5), а также обязать Департамент исключить из градостроительных планов, соответственно:
-N RU 63301000-1760 (земельный участок площадью 26 741,7 га с кадастровым номером 63:01:06 12001:0001);
-N RU 63301000-2026 (земельный участок площадью 745,4 м2 с кадастровым номером 63:01:0612 002:5), графические изображения нанесенных красных линий.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Дума городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2015 года по делу N А55-23113/2014 отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований ОАО "Самарский кирпич".
В материалы дела поступил отзыв третьего лица, Думы городского округа Самара, на апелляционную жалобу заявителя, в котором Дума г.о. Самара просит суд решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2015 года по делу N А55-23113/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Самарский кирпич" - без удовлетворения. Кроме того, отзыв третьего лица содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Думы г.о. Самара в судебном заседании апелляционного суда.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Департамента в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить судебный акт арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 13.05.2015 до 20.05.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
После перерыва в судебном заседании представитель заявителя также поддержал апелляционную жалобу, заявил ходатайство о приобщении доказательств: копии письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.04.2015 N 38 Д05-01-01/3001.
Также от заявителя поступило ходатайство об истребовании доказательств: - об утверждении красных линий в Генеральном плане городского округа Самара, утвержденном решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008, - о внесении красных линий в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара на спорных земельных участках.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара возражал против приобщения к материалам дела копии письма 22.04.2015 N 38 Д05-01-01/3001. Также представитель ответчика возражал против удовлетворения ходатайства об истребовании доказательств.
Суд приобщил копию письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.04.2015 N 38 Д05-01-01/3001 к материалам дела.
Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании доказательств в силу того, что ранее, при рассмотрении дела судом первой инстанции аналогичного ходатайства заявителем не представлялось (ч. 2 ст. 268 АПК РФ). Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что заявителем не указаны конкретные реквизиты доказательств, которые могли бы быть истребованы у заинтересованного лица, не указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этими доказательствами, не указаны причины, препятствующие заявителю самостоятельно получить данные доказательства (абз. 2 ч. 4 ст. 66 АПК РФ).
Кроме того, в ходе судебного заседания представителем общества заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу, в связи с рассмотрением Арбитражным судом Самарской области дела N А55-5728/2015, по заявлению ОАО "Самарский кирпич" к Администрации г.о. Самара об обжаловании постановления Администрации городского округа Самара N 1878 от 11.12.2014 "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения указанного ходатайства заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Поскольку судом апелляционной инстанции не усмотрена невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения дела N А55-5728/2015, ходатайство о приостановлении настоящего дела до разрешения дела N А55-5728/2015 подлежит отклонению.
Иные лица после перерыва, объявленного судом апелляционной инстанции, не явились, извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов настоящего дела, заявитель является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
-земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 26 741,70 м2, кадастровый номер - 63:01:0612001:0001, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, участок N 1, что подтверждается Свидетельством "О государственной регистрации права" (том 1 л.д. 39);
-земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 745,40 м2, кадастровый номер - 63:01:0612002:0005, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, участок N 1, что подтверждается Свидетельством от 29 декабря 2009 года серия 63-АД N 443354 "О государственной регистрации права" (том 1 л.д. 62).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что во исполнение вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Самарской области, соответственно: от 15 октября 2012 года по делу N А55-23816/2012 и от 15 октября 2012 года по делу N А55-16580/2013 (том 1 л.д. 48-51, 72-75), Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара на основании распоряжений от 09 апреля 2013 года N РД-312 и от 15 января 2014 года N РД-15 (том 1 л.д. 40, 63), заявителю были подготовлены и выданы Градостроительные планы указанных выше земельных участков (том 1 л.д. 41-47, 64-71), в графических чертежах которых, относительно данных земельных участков, нанесены красные линии.
В рассматриваемом заявлении ОАО "Самарский кирпич" указывало на то, что в связи с наличием в графических чертежах Градостроительных планов (том 1 л.д. 41-47, 64-71) указанных выше земельных участков красных линий, ОАО "Самарский кирпич" неоднократно обращалось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара посредством направления соответствующих писем, с просьбой исключить из графических чертежей Градостроительных планов данных земельных участков красные линии.
24 марта 2014 года ОАО "Самарский кирпич" обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с письменным Требованием "Об исключении из Градостроительных планом земельных участков графического изображения красных линий" относительно земельных участков, соответственно:
-земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 26 741,70 м2, кадастровый номер - 63:01:0612001:0001, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, участок N 1;
-земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 745,40 м2, кадастровый номер - 63:01:0612002:0005, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, участок N 1 (том 1 л.д. 76, 77).
В ответ на указанное требование "Об исключении из Градостроительных планом земельных участков графического изображения красных линий" Департамент подготовил и направил в адрес заявителя письменное сообщение от 08 апреля 2014 года исходящий номер Д05-01-01/16374-1-1, в котором сообщил, что отсутствуют правовые основания для подготовки ГПЗУ без нанесения красных линий (том 1 л.д. 79, 80).
Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением указав, что до настоящего времени в Градостроительные планы N RU 63301000-1760 (земельный участок площадью 26 741,7 га с кадастровым номером 63:01:06 12001:0001) и N RU 63301000-2026 (земельный участок площадью 745,4 м2 с кадастровым номером 63: 01:0612 002:5) изменения, в части нанесенных красных линий не внесены, из чертежей указанных Градостроительных планов красные линии не исключены.
Статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Порядок установления красных линий на территории муниципального образования определен СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденным Приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820.
Согласно пункту 11.1 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" при проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
Пунктом 11.4 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе, автомобильные дороги местного значения.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является Генеральный план городского округа Самара (том 2 л.д. 16-24), утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 (том 1 л.д. 5-15).
Границы улицы Кузбасской/ул. Лесной определены Схемой N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара" (том 1 л.д. 113) в составе действующего Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539.
Согласно Генеральному плану городского округа Самара ул. Кузбасская/ул. Ленинская являются магистралью общегородского значения регулируемого движения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06 апреля 1998 года N 18-30 принята Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), которой предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, проектах детальной планировки, проектах застройки и так далее.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка, утверждение либо изменение красных линий осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат 2 земельных участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 26 741,70 м2, кадастровый номер - 63:01:0612001:0001, и 745,40 м2, кадастровый номер - 63:01:0612002:0005 расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Соколова, участок N 1. Право собственности на земельные участки зарегистрировано за заявителем 29 декабря 2009 года.
При этом, как установлено судом, красные линии по границам ул. Кузбасской/ул. Лесной предусмотрены документацией по планировке территории, которая утверждена постановлением Администрации городского округа Самара от 11 декабря 2014 года N 1878 "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара" (том 1 л.д. 145, 146).
При этом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка, утверждение либо изменение красных линий осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Изменение существующих красных линий возможно только путем внесения изменений в проект планировки территории либо путем оспаривания ненормативного правового акта, утвердившего указанные красные линии, в судебном порядке.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции делает вывод, что, обратившись с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по не исключению красных линий в чертежах градостроительных планов, заявитель избрал неверный способ защиты своего права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель вправе реализовать свое право на рассмотрение в судебном порядке законности установления "красных линий" по принадлежащим ему земельным участкам, обратившись в арбитражный суд с соответствующими требованиями об оспаривании ненормативного правового акта, утвердившего указанные красные линии.
Иного способа действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Сложившаяся судебная практика (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 14.11.2014 по делу А57-5042/2014, от 09.10.2014 по делу А57-19632/2013. от 22.07.2014 по делу А72-9900/2012) подтверждает данный вывод суда.
Также апелляционный суд учитывает, что Открытое акционерное общество "Самарский кирпич" уже обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации г.о. Самара об обжаловании постановления Администрации городского округа Самара N 1878 от 11.12.2014 "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара. Заявление принято к производству судом, делу присвоен NА55-5728/2015.
Доводы жалобы не влияют на изложенную выше оценку судом апелляционной инстанции обстоятельств настоящего дела.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В силу того, что заявителем при подаче апелляционной жалобы в апелляционный суд была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено только 1 500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику из средств федерального бюджета на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2015 года по делу N А55-23113/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самарский кирпич" (ОГРН 1046300550262, ИНН 6316089126), г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 7 от 23.03.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23113/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2015 г. N Ф06-483/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Самарский кирпич"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Администрацию городского округа Самара, ГУП Самарской области "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области", Думу городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области