Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2015 г. N Ф04-22068/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А45-23844/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска (N 07АП-3890/15)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2015 года по делу N А45-23844/2014 (судья Абаимова Т.В.) |
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Краснообск.Монтажспецстрой" (ОГРН 1025404357923. ИНН 5433120579, г. Новосибирский район р.п. Краснообск)
к Мэрии города Новосибирска (ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846, г. Новосибирск)
о признании требования мэрии города Новосибирска о передаче жилых помещений взамен жилого помещения N 5 в жилом доме N 23 по ул. Карамзина г. Новосибирска, жилого помещения N 5 в жилом доме N 26 по ул. Гоголя, находящихся в муниципальной собственности и свободных от прав граждан, а равно требования уплаты выкупной стоимости за указанные жилые помещения несоответствующими условиям договора о развитии застроенной территории N 18 от 12.08.2013 и требованиям закона,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Краснообск.Монтажспецстрой" (далее по тексту - заявитель, ООО "Краснообск.Монтажспецстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Мэрии города Новосибирска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Мэрия) о признании требования о передаче жилых помещений взамен жилого помещения N 5 в жилом доме N 23 по ул. Карамзина г. Новосибирска, находящегося в муниципальной собственности и свободное от прав граждан, а равно требование с Общества уплаты выкупной стоимости за указанное жилое помещение несоответствующими условиям договора о развитии застроенной территории N 18 от 12.08.2013 года и требованиям закона; обязании Мэрию исполнить пункты 2.2.1-2.2.3 договора о развитии застроенной территории N18 от 12.08.2013 года и передать в собственность Общества земельный участок с кадастровым номером 54:35:101130:736 в соответствии с условиям договора о развитии застроенной территории N 18 от 12.08.2013 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт, так как при вынесении решения суд не применил закон, подлежащий применению.
Более подробно доводы Мэрии изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Мэрии не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2015 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.08.2013 года между Мэрией и ООО "Краснообск.Монтажспецстрой" заключён договор N 18 о развитии застроенной территории в соответствии с Постановлением мэра города Новосибирска от 10.06.2013 года N 5413 "О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улиц Гоголя, Карамзина в Центральном районе", протоколом об итогах аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории от 30.07.2013 года N 48-рзт.
В соответствии с условиями договора N 18 (пунктов 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4) Общество обязалось в срок до 31.12.2014 года создать или приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения на территории города Новосибирска для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений и расположенных в многоквартирном доме по улице Карамзина, дом 23, а также уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения, находящиеся в частной собственности и земельный участок.
ООО "Краснообск.Монтажспецстрой" в установленный срок исполнило свои обязательства по договору N 18 в полном объеме, что подтверждается заключёнными и зарегистрированными в установленном законом порядке дополнительными соглашениями по передаче квартир, предназначенных для расселения граждан, в собственность мэрии города Новосибирска.
В соответствии с условиями договора 07.10.2014 года Общество в адрес управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска направило письмо N 794 о подтверждении надлежащего выполнения условий договора в части предоставления квартир.
В письме от 19.11.2014 года N 25/4-2264 Мэрия указала на неполное исполнение Обществом обязательств по договору N 18 от 12.08.2013 года, предложив представить жилые помещения в муниципальную собственность взамен за жилые помещения - 4 комнаты площадью 64,4 кв.м. по ул. Карамзина, дом 23, квартира 5.
Полагая, что указанное требование Мэрии является нарушением существенных условий договора N 18 и не соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, как установлено статьей 310 Гражданского кодекса РФ, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения по договорам развития застроенных территорий регламентированы положениями статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи.
Существенными условиями договора о развитии застроенной территории согласно положениям статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 3 Градостроительного кодекса РФ) являются: сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции; цена права на заключение договора; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства; обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Положениями части 5 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ установлен запрет включения в договор условия о передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений, за исключением жилых помещений, указанных в пункте 4 части 3 настоящей статьи, а также установление иных условий договора, если такие условия влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.
Из указанного выше следует, что в договор о развитии застроенной территории не могут быть включены условия о передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений. Исключение составляют жилые помещения, которые могут быть переданы в муниципальную или государственную собственность в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ, то есть в отношении которых заключены договоры социального найма, договоры найма специализированного жилого помещения.
Условия договора в рассматриваемом случае определены в рамках аукциона, являлись публичными и определялись инициатором аукциона, то есть Мэрией.
При этом в договоре N 18 о развитии застроенной территории от 12.08.2013 года отсутствует условие о выкупе квартир, находящихся в муниципальной собственности и свободных от прав третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 2.1.3 договора N 18 предусмотрен выкуп жилых помещений находящихся в частной собственности. Условий о выкупе жилых помещений находящихся в муниципальной собственности договор не содержит.
В силу части 1 статьи 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Так, при буквальном толковании положений статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ запрет включения в договор о развитии застроенной территории условий по передаче в государственную или муниципальную собственность дополнительных жилых помещений является гарантом достижения необходимого баланса интересов между участниками инвестиционно-строительной деятельности.
Мэрия исполняет свои обязательства по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма взамен сносимых жилых помещений в аварийном жилом доме за счет Общества. Общество после выполнения условий договора о развитии застроенной территории получает в собственность либо по договору аренды земельный участок для осуществления строительного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, выполнение пунктов 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, в также 2.1.6., 2.1.7 Договора N 18 является выкупной ценой земельного участка, то есть существенными условиями договора о развитии застроенной территории, заключенного на аукционе и согласованного обеими сторонами, и не может быть изменено в одностороннем порядке.
Требование Мэрии по предоставлению квартир взамен изымаемых, а именно - взамен квартиры, принадлежащей заинтересованному лицу, по которой договор социального найма с гражданами не заключался, и свободной от прав иных лиц, является нарушением существенных условий договора N 18.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Кроме того, письмом от 01.07.2013 года N 31/12/06306 Мэрия в лице Департамента земельных и имущественных отношений города Новосибирска подтвердила, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, заключившего с органами местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, передавать в муниципальную собственность жилые помещения взамен жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и свободных от прав граждан, либо уплачивать выкупную цену за такие жилые помещения.
На основании изложенного суд первой инстанции, указав на неисполнение Мэрией своих обязательств по договору N 18 о развитии застроенной территории, правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 марта 2015 года по делу N А45-23844/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Колупаева Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23844/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2015 г. N Ф04-22068/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Краснообск.Монтажспецстрой"
Ответчик: Мэрия г. Новосибирска