г. Воронеж |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А14-15064/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области: Склярова А.А.- начальника правового отдела, по доверенности N 2.3-0-07/03689 от 18.05.2015
от ОАО "Богучарское автотранспортное предприятие": Тишинова С.Д. - представителя по доверенности от 11.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2015 по делу N А14-15064/2014 (судья Медведев С.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Богучарское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1023601075541, ИНН3603002740) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области (ОГРН 1043672013000, ИНН 3620009150) о признании недействительным решения N 55 от 27.06.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Богучарское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Богучарское АТП", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 55 от 27.06.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2015 от 25.11.2014 заявленные требования налогоплательщика удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на правомерность доначисления предприятию оспариваемым решением земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, установленной Постановлениями Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" и от 17.12.2010 N 1109 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности Воронежской области", которые вступили в законную силу с 01.01.2011.
При этом налоговый орган полагает, что решение суда первой инстанции в части вывода о неприменении результатов кадастровой оценки, утвержденной приведенными Постановлениями Правительства Воронежской области, принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно, Правительства Воронежской области, которое, по мнению Инспекции, должно являться надлежащим ответчиком в данном деле.
ОАО "Богучарское АТП" возражает против доводов апелляционной жалобы налогового органа по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежат на праве собственности земельный участок, площадью 33 146 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, Богучарский район, г. Богучар, ул.Дзержинского, 190, кадастровый номер: 36:03:0100033:40, и земельный участок площадью 7 000 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, Богучарский район, г. Богучар, ул.Дзержинского, 190А, кадастровый номер: 36:03:0100033:39, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 36-АГ 039194, N 36-АГ 039195 от 23.12.2010.
09.02.2014 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011, исчислив сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за данный налоговый период в размере 315 867 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:03:0100033:40 - 25 867 138 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:03:0100033:39 - 5 462 800 руб.
В ходе проведенной камеральной проверки представленной декларации Инспекция пришла к выводу о том, что кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2011 составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:03:0100033:40 - 35 974 348 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:03:0100033:39 - 7 597 310 руб. При данных обстоятельствах сумма подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2011 год рассчитана налоговым органом в размере 439 286 руб., в результате чего, установлено занижение земельного налога на сумму 123 419 руб.
По итогам проведенной камеральной проверки Инспекцией был составлен акт N 289 от 08.05.2014 и принято решение от 27.06.2014 N 55 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 123 419 руб.
Общество обжаловало данное решение в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Воронежской области принято решение от 25.09.2014 N 15-2-18/16975@ об оставлении апелляционной жалобы налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции 27.06.2014 N 55, ОАО "Богучарское АТП" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно указанной статье, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При этом сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Данный вывод также подтвержден Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", в котором суд указал, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом соответствии с пунктом 2 данной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель промышленности и иного специального назначения Воронежской области утверждены Постановлениями Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 и от 17.12.2010 N 1109, которые опубликованы в газете "Молодой коммунар" N 142 от 18.12.2010. Как указанно в данных постановлениях они вступает в законную силу с 01.01.2011.
Следовательно, в силу требований статей 5, 391 НК РФ, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлениями от 17.12.2010 N 1108, N 1109 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, не могут быть применены для целей налогообложения ранее 1 января следующего налогового периода.
С учетом положений пункта 1 статьи 5 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2011 год должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" и постановлением администрации Воронежской области от 11.11.2005 N 1082 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Воронежской области".
Представленными в материалы дела кадастровыми паспортами подтверждается, что по состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка 36:03:0100033:39 составляла 5 462 800 руб., земельного участка N 36:03:0100033:40 - 25 867 138,40 руб.
При таких обстоятельствах налогоплательщик в декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в налоговый орган 09.02.2014, верно определил размер земельного налога за 2011 год в сумме 315 867 руб. исходя из установленной на 01.01.2011 кадастровой стоимости указанных участков, следовательно, оснований для доначисления земельного налога у инспекции не имелось.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области N55 от 27.06.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения правомерно признано судом недействительным применительно к доначислению Обществу земельного налога за 2011 год.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы налогового органа о том, что надлежащим ответчиком в данном деле является Правительство Воронежской области, о правах и обязанностях которого принят судебный акт, апелляционный суд исходит из того, что предметом заявленных по настоящему делу требований является законность оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа- решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области N55 от 27.06.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При рассмотрении данного спора суд, в силу требований ч. 4 ст. 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. С целью правильного применения норм материального права к рассматриваемым правоотношениям суд, в том числе, должен определить действие подлежащего применению нормативного правового акта во времени, имея ввиду, что действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяется специальными положениями ст. 5 НК РФ.
Установив, что утвержденные Постановлениями Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108, N 1109 результаты государственной кадастровой оценки земель не могут применяться с учетом установленных ст. 5 НК РФ правил к отношениям по исчислению заявителем земельного налога за 2011 год, суд первой инстанции рассмотрел данный спор в соответствии с подлежащим применением к данному периоду законодательством, при этом не ставя под сомнение законность самих Постановлений от 17.12.2010 N1108, N 1109 как нормативных правовых актов и не оценивая их действие во времени для целей, не связанных с налогообложением. Исходя из чего, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в рассматриваемой части.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2015 по делу N А14-15064/2014 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2015 по делу N А14-15064/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Воронежской области- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15064/2014
Истец: ОАО " Богучарское автотранспортное предприятие"
Ответчик: МИФНС России N6 по Воронежской области