г. Москва |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А41-82475/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области: Пузырев П.А., по доверенности от 10.03.2015 N 53-Д,
от ООО "Колбасный завод "Ирмит": Макаров А.К., по доверенности от 30.04.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2015 по делу N А41-82475/14, принятое судьей Бондаревым М.Ю., по заявлению ООО "Колбасный завод "Ирмит" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Колбасный завод "Ирмит" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 29.09.2014 г. N 12/059/2014-438 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Колбасный завод "Ирмит" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г.Мытищи, д.Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.12Б, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2015 заявление общества удовлетворено: признано незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 29.09.2014 N 12/059/2014-438 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Колбасный завод "Ирмит" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г.Мытищи, д.Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.12Б; Управление Росреестра по Московской области обязано в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Колбасный завод "Ирмит" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г.Мытищи, д.Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.12Б; с Управления Росреестра по Московской области в пользу ООО "Колбасный завод "Ирмит" взыскано 4 000 рублей расходов по госпошлине.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управления Росреестра по Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра по Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.05.2014 ООО "Колбасный завод "Ирмит" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на здание водозаборного узла, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д.Бородино, Осташковское шоссе, д.59, стр.12Б в соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В подтверждение создания заявленного к регистрации объекта недвижимости обществом были представлены установленные пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документы, а именно декларация, содержащая описание заявленного к регистрации имущества, а также договор аренды земельного участка, на котором построено заявленное к регистрации имущество.
Уведомлением от 10.06.2014 государственная регистрация была приостановлена с предложением представить дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации. Регистратором указано, что представленная на государственную регистрацию и заявленная в качестве правоустанавливающего документа декларация об объекте недвижимого имущества от 25.05.2014 г. не соответствует требованиям действующего законодательства - Приказу Министерства экономического развития РФ от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" в части указания названия объекта, реквизитов и наименования юридического лица.
Согласно данным ЕГРП, земельный участок с кадастровыми номерами 50:12:0090228:128 принадлежащий обществу на праве аренды, расположен на землях населенных пунктов и предоставлен для размещения водозаборного узла и РТП. Указанный вид разрешенного использования является самостоятельным видом и не попадает под предусмотренные положениями статьи 25.3 Закона о регистрации виды разрешенного использования. Кроме того, как указано регистратором, в кадастровом номере участка имеется ошибка.
Уведомлением от 29.09.2014 Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права.
Считая указанное решение заинтересованного лица незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно статьи 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16-18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В порядке, установленном статьей 25.3 Закона о государственной регистрации, осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества: 1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке); 2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно материалам дела отказ в регистрации права основан на абзацах 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на металлическое складское здание как объекта вспомогательного назначения, на создание которого не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.5 Закона о регистрации не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
ООО "Инвестпром" на государственную регистрацию права собственности объекта вспомогательного использования представило декларацию об объекте недвижимого имущества, которое соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 и содержит описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости.
Указанное здание соответствует пункту 10 статьи 4 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и утвержденному Приказу Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования".
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием к отказу также явилось несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, не подпадающего под форму оформления в упрощенном порядке прав на недвижимое имущество, требованиям действующего законодательства.
Исходя из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090228:0021, расположенным по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Мытищи, д. Бородино, что подтверждается свидетельством о собственности для целей размещения водозаборного узла и РТП.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 5 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации, истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 названной статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 утверждена форма декларации, предусматривающая внесение в графу "правообладатель объекта недвижимого имущества" сведения о юридическом лице.
Таким образом, с учетом пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и утвержденного Приказа Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" указанное имущество является объектом вспомогательного использования.
В тоже время, на основании пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.02.2012 N 14-910-ГЕ указано, что регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, в том числе здания пониженного уровня ответственности, для строительства которого в соответствии со статьей 51 ГрК РФ не требуется разрешения на строительство, производится в соответствии с порядком, установленным статьей 25.3 Закона о государственной регистрации, при этом не предъявляются какие либо требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что допущенная опечатка в кадастровом номере земельного участка не может влечь отказ в государственной регистрации права, поскольку действующее законодательство не предъявляет требований к земельному участку, с учетом того, что регистратор указал правильный кадастровый номер участка, и исходил при своем отказе из его разрешенного использования.
Таким образом, декларация, поданная обществом при заявлении к государственной регистрации права собственности на спорное здание, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости, о чем имеется соответствующее указание в представленной Декларации.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А41-63507/14, А41-49681/14, А41-13672/14 по аналогичным спорам дана схожая правовая оценка относительно применения статьи 25.3. Закона о государственной регистрации при регистрации в упрощенном порядке недвижимого имущества, принадлежащего юридическому лицу
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Инвестпром" представило все необходимые для регистрации права документы.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие Управления Росреестра по Московской области с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2015 по делу N А41-82475/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82475/2014
Истец: ООО "Колбасный завод "Ирмит"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области