город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2015 г. |
дело N А01-2500/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ИП Щеголеву Александру Владимировичу: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Щеголева Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.04.2015 по делу N А01-2500/2014, принятое судьей Шагуч Б.А., по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея к индивидуальному предпринимателю Щеголеву Александру Владимировичу о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - Управление Роспотребнадзора по РА, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к ИП Щеголеву А.В., общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.04.2015 индивидуальный предприниматель Щеголев Александр Владимирович привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Индивидуальному предпринимателю Щеголеву Александру Владимировичу возвращена парфюмерно-косметическая продукция "GUCCI", "LACOSTE","VERSACE", "GIVENCHY", "DOLCE & GABANNA" в количестве 70 единиц, изъятая по протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2014 г N 1373. Судебный акт мотивирован доказанностью факта совершения предпринимателем правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Щеголев А.В. подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на то, что у него имелись соответствующие документы на продукцию, которые не были приняты судом во внимание.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решение проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Управление и предприниматель представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей Управления и предпринимателя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 02.12.2014 г. N 1373 проведена внеплановая выездная проверка (по заявлению гражданина) деятельности ИП Щеголева А.В., осуществляемой в помещении магазина в подвальном помещении N 11 торгового центра, по адресу: г. Майкоп, ул. Советская, 197.
В ходе проверки установлено, что в помещении магазина осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции зарегистрированной торговых марок "CUCCI", "LACOSTE", "VERSACE", "CIVENCHY", "DOLCE & GABANA", содержащая незаконное воспроизведение чужого товарного знака в количестве 70 единиц без маркировки на русском языке на упаковке, этикетке о дате изготовления, сроке годности, наименовании изготовителя и его местонахождения, без документов подтверждающих качество и безопасность товара, без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке "ЕАС", что является нарушением ст.ст. 4, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст.ст. 5, 6, 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2012).
По протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2014 г. у ИП Щеголева А.В. была изъята следующая парфюмерно-косметической продукция: 1) "LACOSTE" 90 ml - 3 шт.; 2) "CHANEL ALLURE" 150ml - 1 шт.; 3) "LACOSTE" 100 ml - 8 шт.; 4) "LACOSTE" 125 ml - 3 шт.; 5) "CHANEL" 100 ml - 12 шт.; 6) "VERSACE" 90 ml - 5 шт.; 7) "VERSACE" 100 ml - 5 шт.; 8) "DOLCE & GABANA" 75 ml - 6 шт.; 9) "DOLCE & GABANA" 100 ml - 5 шт; 10) "DOLCE & GABANA" 125 ml - 3 шт.; 11) "CUCCI" 75 ml - 7 шт.; 12) "CUCCI" 90 ml - 4 шт.; 13) "DIOR" 100 ml - 5 шт.; 14) "CIVENCHY" 100 ml - 9 шт.; 15) "CIVENCHY" 75 ml - 2 шт.; 16) "ROBERTO CAVALLI" 75 ml - 5 шт.
По результатам проверки в отношении ИП Щеголева А.В. составлен протокол об административном правонарушении N 017138 от 05.12.2014, в котором указано, что предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2014 г. и отражены в акте проверки от 17.12.2014 г. N 1373.
Административный материал передан в Арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции, его объективная сторона выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Статьей 10 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе - сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 названного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799, установлены требования к продукции, а также связанные с ней процессы производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности.
В силу 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2012), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 парфюмерно-косметической продукция должна содержать информацию о составе - список ингредиентов.
Безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований: к составу; к физико-химическим показателям; к микробиологическим показателям; к содержанию токсичных элементов; к токсикологическим показателям; к клиническим (клинико-лабораторным) показателям; к производству; к потребительской таре; к маркировке продукции.
Пунктом 9 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 предусмотрено, что маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.
Пунктом 9 статьи 5 Регламента предусмотрено, что маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать, в том числе информацию об особых мерах предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-5 настоящего Технического регламента.
Предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация о парфюмерно-косметической продукции предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции (подпункт 9.5).
Парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям настоящего Технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к размещению на рынке (ч.2 ст.4 ТР ТС 009/2011).
Согласно статье 7 Технического регламента парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов ТС. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов ТС осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Технического регламента оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям названного технического регламента осуществляется изготовителем продукции (уполномоченным представителем изготовителя, импортером), зарегистрированным в установленном порядке в государствах - членах ТС.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением парфюмерно-косметической продукции, перечень которой приведен в приложении N 12, проводится путем подтверждения соответствия в форме декларирования на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке в государствах - членах ТС, и собственных доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно установил, что в силу положений Закона N 184-ФЗ и Технического регламента реализуемая Обществом продукция должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, что подтверждается обязательной маркировкой продукции.
Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" парфюмерно-косметическая продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме принятия Декларации о соответствии настоящему Техническому регламенту и государственной регистрации продукции.
Таким образом 02 декабря 2014 года в торговом месте, организованном ИП Щеголевым А.В. осуществлялась реализация парфюмерно-косметической продукции зарегистрированной торговых марок "CUCCI", "LACOSTE", "VERSACE", "CIVENCHY", "DOLCE & GABANA" в количестве 70 единиц без маркировки на русском языке на упаковке, этикетке о дате изготовления, сроке годности, наименовании изготовителя и его местонахождения, без документов подтверждающих качество и безопасность товара, без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке "ЕАС", которые изъяты по протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2014 г.
Управление в качестве доказательств, подтверждающих заявленные требования представлены: протокол об административном правонарушении N 017243 от 17.12.2014, акт проверки N 1373 от 17.12.2014, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2014, вещественные доказательства - парфюмерно-косметическая продукция, изъятая в ходе проверки.
Из материалов дела следует, что реализуемая предпринимателем продукция в количестве 70 единиц без маркировки на русском языке на упаковке, этикетке о дате изготовления, сроке годности, наименовании изготовителя и его местонахождения, без документов подтверждающих качество и безопасность товара, без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке "ЕАС" ("LACOSTE" 90 ml - 3 шт.; "LACOSTE" 100 ml - 8 шт.; "LACOSTE" 125 ml - 3 шт.; "VERSACE" 90 ml - 5 шт.; "VERSACE" 100 ml - 5 шт.; "DOLCE & GABANA" 75 ml - 6 шт.; "DOLCE & GABANA" 100 ml - 5 шт; "DOLCE & GABANA" 125 ml - 3 шт.; "CUCCI" 75 ml - 7 шт.; "CUCCI" 90 ml - 4 шт.; "DIOR" 100 ml -5 шт.; "CIVENCHY" 100 ml - 9 шт.; "CIVENCHY" 75 ml - 2 шт.; "ROBERTO CAVALLI" 75 ml - 5 шт.).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
На основании пункта 1 статьи 36 указанного Закона за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каких - либо доводов в опровержение заявленных требований заинтересованным лицом в суд не представлено.
ИП Щеголевым А.В. была допущена к реализации парфюмерно-косметическая продукция с явными признаками несоответствия требований, установленных техническим регламентом ТР ТС 009/2011. Отсутствие необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, в том числе отсутствие информации о дате изготовления, является нарушением требований вышеуказанных нормативных документов.
С учетом изложенного, поскольку неинформирование потребителя об условиях использования, хранения парфюмерно-косметической продукции, соблюдения условия использование товара с определенным сроком годности, и т.п., ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья потребителя, к данным правоотношениям применяются соответственно нормы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", - в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет один год согласно ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом действовавшей редакции части 1 статьи 4.5 Кодекса).
При таких обстоятельствах, из совокупности допущенных обществом нарушений, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприниматель имел возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, однако не принял все зависящие от него меры по их исполнению.
Нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
В соответствии со ст. 26.1 Колекса одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований ст. 2.2 Кодекса и ст. 210 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заинтересованного лица реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего законодательства о товарных знаках, в материалах дела не имеется.
В силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств, смягчающих административную ответственность за совершение административного правонарушения предпринимателем впервые, суд первой инстанции обоснованно привлек его к административной ответственности и назначил ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 20 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы, о том, что имелись соответствующие документы на продукцию, поскольку из материалов дела следует, что предпринимателем не было представлено каких-либо документов, подтверждающих качество и безопасность товара ни при проверке, ни в суд первой инстанции. В суд апелляционной инстанции данные документы также не представлены.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.04.2015 по делу N А01-2500/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2500/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея)
Ответчик: ЩЕГОЛЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ