город Омск |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А75-12774/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2625/2015) Администрации Нижневартовского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2014 по делу N А75-12774/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации Нижневартовского района к отделу судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании постановлений судебного пристава-исполнителя от 13.11.2014 по исполнительному производству N 125526/14/86010-ИП незаконными,
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Туктамышев З.Р., общество с ограниченной ответственностью "Керос",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Администрация Нижневартовского района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными двух постановлений о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя Туктамышева З.Р. отдела службы судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - судебный пристав-исполнитель) от 13.11.2014 по исполнительному листу N АС 000003736 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-1422/14.
Заявленные требования мотивированы нарушением судебным приставом-исполнителем порядка исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, который установлен статьями 242.1 и 242.3-242.5 Бюджетного кодекса российской Федерации.
Решением арбитражного суда Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2014 по делу N А75-12774/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
13.11.2014 судебным приставом - исполнителем Отдела ССП, на основании выданного Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-1422/2014 исполнительного листа АСN000003736 от 14.07.2014 об обязании Администрации Нижневартовского района исполнить заключенный 02.09.2013 муниципальный контракт NМК 429/13 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в с. Большетархово, строительная готовность которого на момент подачи заявки составляет не менее 50 процентов от предусмотренной проектной документацией готовности такого дом, для обеспечения жилыми помещениями граждан в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение граждан жилыми помещениями на 2012-2013 годы и на период до 2015 года". Взыскать с муниципального образования Нижневартовский район в лице Администрации Нижневартовского района за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Керос" 1 029 704 рубля 19 копеек, возбуждено исполнительное производство.
В тот же день 13.11.2014 заместителем начальника Отдела ССП Егоровой Л.В. в порядке контроля вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя с учетом того, что в соответствии со статьёй 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Данное постановление направлено сторонам исполнительного производства.
13.11.2014 в Отдел ССП вновь поступило заявление от взыскателя с требованием возбудить исполнительное производство по вышеуказанному исполнительному листу в части неденежного требования - обязания Администрации исполнить заключенный 02.09.2013 года муниципальный контракт N МК 429/13.
На основании заявления взыскателя и исполнительного документа, который полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, на основании статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство 125526/14/86010-ИП с предметом исполнения: обязать Администрацию Нижневартовского района исполнить заключенный 02.09.2013 муниципальный контракт NМК 429/13 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в с. Большетархово, строительная готовность которого на момент подачи заявки составляет не менее 50 процентов от предусмотренной проектной документацией готовности такого дом, для обеспечения жилыми помещениями граждан в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение граждан жилыми помещениями на 2012-2013 годы и на период до 2015 года".
Считая действия судебного пристава-исполнителя незаконными, противоречащими статье 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) и Бюджетному законодательству Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
При этом Администрация просит признать недействительными оба постановления о возбуждении исполнительного производства от 13.11.2014, в том числе постановление, которое было отменено в порядке контроля.
14.01.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования Организации о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого постановления нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов Организации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В статье 5 названного правового акта определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В пунктах 1, 5 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в рассматриваемом случае решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.07.2014 по делу N А75-1422/2014 на Администрацию возложена обязанность исполнить заключенный 02.09.2013 года муниципальный контракт N МК 429/13 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в с. Большетархово, строительная готовность которого на момент подачи заявки составляет не менее 50 процентов от предусмотренной проектной документацией готовности такого дома, для обеспечения жилыми помещениями граждан в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение граждан жилыми помещениями на 2012-2013 годы и на период до 2015 года", а так же решено взыскать с муниципального образования Нижневартовский район в лице Администрации за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Керос" 1 029 704 рубля 19 копеек.
По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьями 242.1 и 243.2 Бюджетного кодекса российской Федерации, ООО "Керос" должно было направить исполнительный лист непосредственно в финансовый орган муниципального образования (часть 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), следовательно, предъявление его для исполнения в Отдел ССП является необоснованным, а возбуждение исполнительного производства не законным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исполнительный лист, предъявленный ООО "Керос" к исполнению в Отдел ССП содержал как требование о взыскании с муниципального образования Нижневартовский район в лице Администрации в пользу ООО "Керос" денежных средств, так и требование неимущественного характера - об обязании Администрации исполнить муниципальный контракт.
Согласно материалам дела, постановление судебного пристава-исполнителя от 13.11.2014 о возбуждении исполнительного производства, содержащее требование о взыскании денежных средств с казны муниципального образования в пользу взыскателя отменено руководителем ОСП в тот же день 13.11.2014 и к исполнению не предъявлялось.
При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства, принятое судебным приставом-исполнителем 13.11.2014 с предметом исполнения: обязать Администрацию Нижневартовского района исполнить заключенный 02.09.2013 муниципальный контракт N МК 429/13 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в с. Большетархово, строительная готовность которого на момент подачи заявки составляет не менее 50 процентов от предусмотренной проектной документацией готовности такого дом, для обеспечения жилыми помещениями граждан в рамках муниципальной целевой программы "Обеспечение граждан жилыми помещениями на 2012-2013 годы и на период до 2015 года", по верному утверждению арбитражного суда, не содержит требования о взыскании денежных средств или обязательства выплатить денежные средства взыскателю.
Таким образом, взыскатель обоснованно предъявил к исполнению исполнительный документ в ОСП, сроки вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства не нарушены.
Суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что приведенные заявителем доводы не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, несоответствии его требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем не могли повлечь за собой признание указанного ненормативного правового акта недействительным.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Администрации требований в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2014 по делу N А75-12774/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12774/2014
Истец: Администрация Нижневартовского района
Ответчик: ОСП по г. Нижневартовску и Нежневартовскому району УФССП по ХМАО - Югре, Отдел судебных приставов по г. Нижневартовску и Нежневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО - Югре
Третье лицо: ООО "Керос", судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Туктамышев З. Р., Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, судебный пристав-исполнитель ОСП по Березовскому району Туктамышев З. Р.