г. Саратов |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А12-1919/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
при участии в судебном заседании: представителя Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Мальцева Р. Н. по доверенности N 1 от 02.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2015 года по делу N А12-1919/2014 (судья Н. В. Лаврик),
по исковому заявлению Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области (404354, Волгоградская область, г. Котельниково, ул. им. Ленина, д. 9; ИНН 3413500064, ОГРН 1023405974811)
к процессуальному ответчику - Волгоградской области в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39А, ИНН 3460012716, ОГРН 1143443000986);
Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (400050, Волгоград, ул. Рокоссовского, 62, ИНН 3444200455, ОГРН 1153443002074),
Комитета финансов Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Порт-Саида, д.7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922)
о взыскании 6 692 418 рублей 36 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрации района, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Министерство ЖКХ и ТЭК, ответчик) о взыскании за счет средств областного бюджета 6 692 418 рублей 36 копеек - задолженности в размере невыплаченной целевой субсидии по договору N 9 от 30.04.2014 "О совместных действиях по использованию субсидий из областного бюджета, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения на 2014 год", заключенному во исполнение государственной программы Волгоградской области "Газификация Волгоградской области на 2014-2017 годы".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Волгоградской области.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.03.2014 в качестве надлежащего процессуального ответчика по делу привлечена Волгоградская область (путем замены первоначального несуществующего ответчика). В качестве представителей Волгоградской области привлечены на правах ответчиков Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области (с изменением у последнего процессуального положения по делу).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2014 года исковые требования удовлетворены. С Волгоградской области в лице Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области за счет средств областного бюджета в пользу Котельниковского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Котельниковского муниципального района взыскана задолженность в размере 6 692 418 рублей 36 копеек по договору N 9 от 30.04.2014 "О совместных действиях по использованию субсидий из областного бюджета, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения на 2014".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: полагает, что неправомерно привлечен в качестве ответчика, взыскание задолженности по соглашению о предоставлении субсидии противоречит действующему бюджетному законодательству.
В судебном заседании представитель Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области доводы апелляционной жалобы поддержал, находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя лица, участвующего в деле, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 64-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Газификация Волгоградской области на 2014-2017 годы" (в редакции от 25.08.2014).
Целью программы является повышение уровня газификации природным газом Волгоградской области (в сельской местности с 61,1 процента до 72,8 процента).
Общий объем финансирования государственной программы (в первоначальной и действующей редакции) составляет 4 045 790,5 тыс. руб., в том числе по годам и источникам финансирования:
а) средства областного бюджета - 4 003 844,2 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 301 886,3 тыс. руб.; 2015 год - 300 000,0 тыс. руб.; 2016 год - 300 000,0 тыс. руб.; 2017 год - 3 101 957,9 тыс. руб.;
б) средства местных бюджетов - 41 946,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 4 885,3 тыс. руб.; 2015 год - 7 455,4 тыс. руб.; 2016 год - 295,1 тыс. руб.; 2017 год - 29 310,5 тыс. руб.
Ответственным исполнителем государственной программы определено министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Между администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области (именуемой муниципальный заказчик) и министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (именуемым главный распорядитель бюджетных средств) заключен договор N 9 от 30.04.2014 "о совместных действиях по использованию субсидий из областного бюджета, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения на 2014" (далее - договор).
Предметом договора является осуществление совместных действий по использованию субсидий из областного бюджета, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения на 2014 год, выделяемых главному распорядителю бюджетных средств, по виду расходов 500 "Межбюджетные трансферты" целевой статьи 0500000 "Государственная программа Волгоградской области "Газификация Волгоградской области" на 2014-2017 г.г." подраздела 02 "Коммунальное хозяйство" раздела 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" (пункт 1.1. договора).
Объем бюджетных ассигнований из областного бюджета, направляемых на строительство объектов с учетом строительного контроля и авторского надзора, составляет 22 290 700 рублей 00 копеек, согласно Приложению N 1 (в первоначальной редакции), являющегося неотъемлемой частью договора (пункт 1.2. договора).
В свою очередь объем бюджетных ассигнований из районного бюджета, направляемых на строительство объектов с учетом строительного контроля и авторского надзора, составляет 22 700 рублей 00 копеек.
Из содержания договора также следует, что муниципальный заказчик должен заключить по результатам проведения торгов муниципальные контракты на выполнение работ по строительству объектов (внутрипоселковые газопроводы, котельные), а также муниципальные контракты на осуществление строительного контроля и ведение приемки выполненных работ; направить средства районного бюджета на долевое участие в финансировании и представить главному распорядителю бюджетных средств всю предусмотренную договором отчетную документацию.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.09.2014 к договору объем бюджетных ассигнований из областного бюджета, направляемых на строительство объектов с учетом строительного контроля и авторского надзора, увеличен до 23 935 700 рублей, а объем бюджетных ассигнований из районного бюджета - до 24 200 рублей.
Дополнительным соглашением N 2 от 01.12.2014 к договору объем бюджетных ассигнований из областного бюджета, направляемых на строительство объектов с учетом строительного контроля и авторского надзора, увеличен до 30 656 200 рублей, а объем бюджетных ассигнований из районного бюджета - до 31 180 рублей 00 копеек.
Приложение N 1 к договору изложено в новой редакции. Указано, что действие подпункта 2.2.2. пункта 2.2. договора распространяется на заявки муниципального заказчика на финансирование (авансирование) объектов из областного бюджета, предоставляемые главному распорядителю бюджетных средств по выполненным в 2013-2014 годах работам в рамках долгосрочной областной целевой программы "Газификация Волгоградской области на 2013-2017 годы".
Согласно Приложению N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.12.2014) бюджетные ассигнования в 2014 году подлежат направлению на строительство внутрипоселковых газопроводов, с учетом строительного контроля и авторского надзора, в х.Сазнов, в х.Чиганаки, в х.Бударка, в п.Рассвет, в ст.Пугачевская, в п.Приморский, в х.Генераловский, в х.Красноярский, в ст.Нагавская, в х.Поперечный, в п.Терновой, в х.Захаров, в х.Дорофевский (всего в 13 сельских поселениях Котельниковского муниципального района Волгоградской области).
Пунктом 3.1. настоящий договор установлено, что договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2014.
По спорному договору N 9 от 30.04.2014 Администрация Котельниковского муниципального района исполнила все взятые на себя обязательства (в частности - с подрядчиками заключены соответствующие муниципальные контракты на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и авторского надзора, которые исполнены; свою долю, т.е за счет средств местного бюджета Администрация оплатила полностью; дважды поданы заявки на финансирование из областного бюджета).
Ссылаясь на то, что из предусмотренных спорным договором бюджетных ассигнований из областного бюджета на общую сумму 30 656 200 рублей в бюджет Котельниковского муниципального района перечислены не все денежные средства; задолженность составляет 6 692 418 рублей 36 копеек, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения определены в "Порядке предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", который утвержден Постановлением Администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п (далее по тексту - Порядок N 1-п) В пункте 2.5 Порядка N 1-п сказано, что в целях предоставления субсидий главные распорядители средств областного бюджета заключают с органами местного самоуправления муниципальных образований соглашения (договоры) о предоставлении субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения за счет средств областного бюджета. В указанных соглашениях (договорах) предусматриваются цели и условия предоставления субсидий, объем финансирования, порядок представления отчетности и осуществления контроля за целевым и эффективным использованием муниципальными образованиями полученных субсидий.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2014 года.
Как следует из Постановления Администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п, погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения на текущий финансовый год. Субсидии на погашение кредиторской задолженности отчетного финансового года по обязательствам областного бюджета предоставляются пропорционально доле софинансирования из бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году в соответствии с заключенными договорами и соглашениями на отчетный финансовый год.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
К рассматриваемым правоотношениям, возникшим на основании договора N 9 от 30.04.2014, субсидиарно могут применяться нормы ГК РФ, поскольку каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Оценив представленные сторонами письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование задолженности по договору N 9 от 30.04.2014 в размере 6 692 418 рублей 36 копеек никем не оспорено и не опровергнуто, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца суммы причитающейся ему из дорожного фонда области субсидии в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежит отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 БК РФ расходные обязательства есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и(или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае на основании спорного договора N 9 от 30.04.2014 возникли расходные обязательства у субъекта Российской Федерации - Волгоградской области. Надлежащим процессуальным ответчиком по делу является Волгоградская область. Сторона по договору N 9 от 30.04.2014 - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (на момент заключения договора главный распорядитель бюджетных средств, по статусу казенное учреждение) в договоре выступило как представитель Волгоградской области.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 99 произведены изменения в структуре органов исполнительной власти Волгоградской области. В частности, Министерство финансов Волгоградской области переименовано в Комитет финансов Волгоградской области; Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области переименовано в Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области; образован новый исполнительный орган - Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с Положением о Комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденным Постановлением губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 N 160, данный Комитет уполномочен осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области.
В вышеназванном постановлении губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 160 также определено, что Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области является правопреемником министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Следовательно, надлежащим представителем процессуального ответчика - Волгоградской области по настоящему делу является Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что по ряду внутрипоселковых газопроводов, по которым истцом заявлены исковые требования, финансирование строительства предусмотрено в 2015 году, судебной коллегией отклоняется в силу следующего. Данный довод основан на новой редакции государственной программы Волгоградской области "Газификация Волгоградской области" на 2014-2017 годы (от 25.08.2014), принятой после заключения сторонами спорного договора N 9 от 30.04.2014. Изменения в договор N 9 от 30.04.2014 в части сроков финансирования из областного бюджета по каким-либо из объектов сторонами договора N 9 от 30.04.2014 г. не вносились. Наличие оснований для перераспределения субсидий, для приостановления или прекращения перечисления субсидий, которые предусмотрены в пунктах 3.4. и 3.5. Порядка N 1-п судебной коллегией не установлено.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2015 года по делу N А12-1919/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1919/2015
Истец: Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Комитет ЖКХ Волгоградской области, Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области