г. Киров |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А28-56/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плаксиной Н.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсвязь"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.03.2015 по делу N А28-56/2015, принятое судом в составе судьи Серегина Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсвязь" (ИНН: 4345366973; ОГРН: 1134345021392)
к административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" (ИНН: 4346012960; ОГРН: 1034316514286)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсвязь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Комиссия) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 11.12.2014 N 2505 (далее - Постановление N 2505).
Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" (далее - Закон N 200-ЗО) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд первой инстанции, приняв заявление Общества к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании частей 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 04.03.2015 перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства (л.д. 1-4, 50-52).
Решением от 26.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, обжалуемое решение принято с нарушением норм материального права, с применением закона, не подлежащего применению.
В жалобе указано, что суд первой инстанции неправомерно сослался на невозможность в настоящем деле снизить административный штраф ниже низшего предела. Суд не принял во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и применил закон, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Постановление КС РФ N 4-П, КоАП РФ). Данный закон (федеральный закон от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Закон N 515-ФЗ), вступил в силу после совершения вмененного правонарушения и, поскольку отягчает ответственность, ограничивает возможность снижения наказания, в силу статьи 1.7 КоАП РФ не подлежал применению.
В связи с этим Общество просит снизить размер назначенного Комиссией штрафа с 50 000 рублей до 5000 рублей.
Комиссия в отзыве поясняет, что обжалуемое решение принято при правильном применении норм права. При этом отмечает, что в рассматриваемой ситуации штраф назначен по низшему пределу санкции статьи 4.1 ЗКО N 200-ЗО в размере 50 000 рублей, основания для его снижения с учетом положений Постановления КС РФ N 4-П, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствовали.
В силу статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено без участия сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом и не явившихся в апелляционный суд.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Обществу на основании заявки от 28.08.2014 выдан ордер от 29.08.2014 N 266 на производство земляных работ по аварийному ремонту электрокабеля 6кВ: ФП-8-ТП-237, в период с 01.09.2014 по 01.10.2014 в городе Кирове по улице Комсомольской, 42б. В ордере указано нарушаемое в процессе производства работ благоустройство: общая площадь 61 кв.м, в том числе проезжая часть - 10 кв.м, зеленые насаждения - 51 кв.м. (л.д. 12-13).
16.10.2014 ведущими специалистами отдела содержания и использования территории Ленинского района города Кирова при обследовании территории участка N 6 в районе домов N 41 и N 42б по ул. Комсомольской установлено и в акте осмотра зафиксировано следующее (л.д. 26-31).
Общество при проведении земляных работ по названному выше ордеру не огородило место их проведения типовым ограждением по всему периметру раскопки с указанием на ограждении информации о заказчике, производителе работ, сроками работ, дате и номере ордера на производство земляных работ.
Тем самым Общество нарушило пункт 10.4.9 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 (далее - Правила благоустройства).
По факту выявленных нарушений 06.11.2014 ведущий специалист отдела содержания и использования территории района территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении по статье 4.1 Закона N 200-ЗО. Протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (л.д. 24-25).
11.12.2014 Комиссия в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, вынесла постановление N 2505 о признании его виновным в совершении административного правонарушения по статье 4.1 Закона N 200-ЗО и назначении наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей (л.д. 21-23).
Общество, не оспаривая виновность в совершенном правонарушении и ссылаясь на значительность назначенного наказания, обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, в котором просило снизить размер штрафа с 50 000 рублей до 5000 рублей (л.д. 7-9).
Комиссия в отзыве пояснила, что материалами административного дела в деянии, совершенном Обществом, подтверждается состав правонарушения, оснований для снижения назначенного штрафа не имеется (л.д. 16-17).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 210, 211 АПК РФ, 2.1, 4.1. КоАП РФ, 4.1, 8.3 Закона N 200-ЗО, пунктами 1.2, 10.4.2, 10.4.9 Правил благоустройства. Оценив представленные доказательства, суд счел, что ответчиком доказан в деянии, совершенном заявителем, состав вмененного правонарушения, при производстве по делу не допущено нарушений процессуальных норм КоАП РФ. Суд также отклонил доводы заявителя о снижении назначенного штрафа до 5000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении юридического лица, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных АПК РФ.
Из статей 65, 71, 168, 189, частей 4, 6 статьи 210 и частей 2, 3 статьи 211 АПК РФ следует, что обратившееся в суд лицо несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов, а административный орган - бремя доказывания обстоятельств, послуживших основаниями для привлечения к административной ответственности.
Арбитражный суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
Оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности проверяется посредством выяснения совокупности следующих обстоятельств: имелись ли у административного органа, принявшего оспариваемое решение, полномочия и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок и не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности.
Недоказанность какого-либо из названных обстоятельств влечет принятие решения о признании незаконным и об отмене (изменении) оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности, а если их совокупность подтверждается, то принимается решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Следовательно, обстоятельства спора определяются по доказательствам, представленным сторонами, и с учетом подлежащих применению правовых норм влекут установление наличия либо отсутствия условий для признания незаконным решения о привлечении к административной ответственности.
В силу статьи 268 АПК РФ апелляционный суд, повторно оценив материалы дела, полагает, что в настоящем споре отсутствовали основания для признания незаконным, а равно для изменения Постановления N 2505.
Иная позиция Общества в жалобе не находит подтверждения.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Постановлением N 2505 заявитель привлечен ответчиком к административной ответственности по статье 4.1 Закона N 200-ЗО в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Из статей 1.1, 1.3, 1.8 КоАП РФ следует, что административная ответственность за административные правонарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям части 2 статьи 22.1, части 6 статьи 22.2, части 6 статьи 28.3 КоАП РФ дела о таких правонарушениях возбуждаются уполномоченными должностными лицами и рассматриваются, в частности, административными комиссиями в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Заявитель привлечен к административной ответственности по статье 4.1 Закона N 200-ЗО, которая за нарушение правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, предусматривает наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением благоустройства территории муниципального образования, а объективная сторона заключается в нарушении требований Правил благоустройства.
Субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, вина которого в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Правилами благоустройства, действующими в муниципальном образовании "Город Киров", установлены, среди прочего, порядок и требования по содержанию и уборке городской территории, проведению ремонтных и строительных работ зданий, сооружений, а выполнение таких требований осуществляется путем совершения необходимых действий и заключения соответствующих договоров.
В силу пункта 1.2 Правил благоустройства требования данного акта являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории муниципального образования "Город Киров".
Согласно пункту 1.4 Правил благоустройства контроль за выполнением настоящих Правил осуществляет администрация города (ее структурные подразделения в пределах своей компетенции).
Исходя из пункта 3.7 Правил благоустройства, производство земляных работ осуществляется на основании полученного разрешения (ордера) и с учетом требований, содержащихся в разделе 10 Правил благоустройства.
Таким образом, юридическое лицо, нарушившее при проведении земляных работ требования, установленные Правилами благоустройства, имевшее возможность и не принявшее мер к соблюдению таких требований, может быть привлечено к административной ответственности по статье 4.1 Закона N 200-ЗО.
Согласно пункту 10.4.9 Правил благоустройства производитель работ до начала их проведения обязан, в числе прочего, оградить место проведения работ типовым ограждением по всему периметру раскопки.
Кроме того, производитель работ обязан разместить на ограждении информационный щит с указанием следующей информации: заказчик производства земляных работ; лицо, осуществляющее земляные работы; дата начала и окончания работ; дата и номер ордера на производство земляных работ; контактные данные ответственных за производство земляных работ; сроки восстановления благоустройства.
Материалами дела подтверждено и заявителем по существу не оспорено, что Общество при проведении земляных работ по адресу: город Киров, улица Комсомольская, дом 42б, нарушило указанные требования законодательства.
В частности, не огородило место проведения земляных работ типовым ограждением по всему периметру раскопки с указанием на ограждении информации о заказчике, производителе работ, сроками работ, дате и номере ордера на производство земляных работ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии заявителя события и состава вмененного правонарушения.
Также материалы дела подтверждают, что ответчиком при производстве по делу об административном правонарушении не допущено существенных процессуальных нарушений, оспариваемое постановление принято в пределах давностного строка, при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность привлечения заявителя к административной ответственности, признаков малозначительности выявленного правонарушения.
В связи с этим Комиссия обоснованно привлекла Общество к административной ответственности по статье 4.1 Закона N 200-ЗО, в том числе вынесла Постановление N 2505 с соблюдением правил назначения наказания, установленных КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на невозможность в настоящем деле снизить административный штраф ниже низшего предела, отклоняются.
Постановлением КС РФ N 4-П предусмотрено следующее.
Впредь, до внесения в КоАП РФ законодателем надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Законом N 515-ФЗ, вступившим в силу 11.01.2015, в КоАП РФ внесены изменения, вытекающие из указанного Постановления.
В частности, статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Следовательно, общим условием применения правила о назначении штрафа ниже низшего размера, обозначенным как в Постановлении КС РФ N 4-П, так и в статье 4.1 КоАП РФ, является минимальный размер штрафа для юридических лиц, предусмотренный соответствующей нормой, устанавливающей административную ответственность, который должен составлять не менее ста тысяч рублей.
В рассматриваемой ситуации названное условие для применения правила о назначении штрафа ниже низшего размера отсутствует, поскольку минимальный размер штрафа для юридических лиц по статье 4.1 ЗКО N 200-ЗО составляет менее ста тысяч рублей, а именно 50 000 рублей.
При таких обстоятельствах вывод обжалуемого решения о том, что размер штрафа, назначенного ответчиком заявителю, не может быть снижен, является правильным.
Изложенное позволяет сделать вывод, что суд первой инстанции обоснованно, с учетом статей 65, 71, 189 и 211 АПК РФ, не признал оспариваемое постановление подлежащим отмене, а равно указал на отсутствие оснований для его изменения в части назначенного штрафа.
Таким образом, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам права, не подлежит отмене или изменению по доводам жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается, так как по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.03.2015 по делу N А28-56/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсвязь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-56/2015
Истец: ООО "Стройсвязь"
Ответчик: Административная комиссия Ленинского района МО "Город Киров"