г. Пермь |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А60-49673/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Черешова С.В., доверенность от 11.12.2014,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 февраля 2015 года
по делу N А60-49673/2014,
вынесенное судьей Биндером А.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие ветеранов спецназа "Россы" - магазин на улице Новгородцевой" (ОГРН 1106674006031, ИНН 6673215385)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1075020004168, ИНН 5020052542),
о признании незаконными действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Предприятие ветеранов спецназа "Россы" - магазин на улице Новгородцевой" (далее - заявитель, ООО "Предприятие ветеранов спецназа "Россы" -магазин на улице Новгородцевой")
обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении договора аренды земельного участка от 23.08.2007 N 7-1070, заключенного между ООО "Предприятие ветеранов спецназа "Россы" - магазин на улице Новгородцевой" и Администрацией города Екатеринбурга. Также заявитель просил аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении действия договора аренды земельного участка от 23.08.2007 N7-1070 (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива".
Решением суда от 02.02.2015 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области по внесению записи о прекращении договора аренды земельного участка от 23.08.2007 N 7-1070; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области возложена обязанность в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении действия договора аренды земельного участка от 23.08.2007 N 7-1070.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области обжаловало решение суда от 02.02.2015 в апелляционном порядке.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда судебное разбирательство по делу N А60-49673/2014 отложено, дело назначено к судебному разбирательству на 19.05.2015.
19.05.2015 в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, произведена замена судьи Скромовой Ю.В. на судью Панькову Г.Л. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с решением суда от 02.02.2015 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы указал, что при проведении государственной регистрации прекращения аренды регистрирующий орган исходил из того, что в связи с прекращением с 17.05.2013 действия Соглашения между МУГИСО и Администрацией города Екатеринбурга от 17.05.2012 "О взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" права и обязанности арендодателя по договору аренды от 23.08.2007 N 7-1070 перешли от Администрации к МУГИСО.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал, что в регистрирующий орган с заявлением о прекращении договора аренды обратилось лицо, не являющееся стороной договора и не имеющее полномочий на обращение с указанным заявлением. Договор исполняется сторонами, арендатор завершил строительство магазина на арендованном земельном участке. Арендатор не получал уведомление об отказе от договора, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для прекращения записи об аренде.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
Администрация города Екатеринбурга в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения. Указала, что при отсутствии факта замены стороны договора Администрации (арендодателя) на Министерство, отказ от договора Министерства является незаконным в связи с отсутствием у него соответствующих полномочий.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "Перспектива" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 23.08.2007 Администрация г. Екатеринбурга (арендодатель) и заявитель (арендатор) подписали договор аренды N 7-1070 с учетом дополнительного соглашения от 26.04.2010 N1 земельного участка общей площадью 1513 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0705001:0117, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 11, для строительства магазина, на срок с 29.03.2007 по 28.03.2010.
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 23.08.2007.
26.06.2014 МУГИСО обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения права аренды в отношении указанного земельного участка.
Согласно расписке регистрирующего органа от 26.06.2014 на государственную регистрацию Министерством также представлены, доверенность от 15.01.2014, письмо Министерства от 18.03.2014 N 17-01-82/2102 об отказе от договора аренды, почтовое отправление от 28.04.2014.
11.07.2014 государственная регистрация приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" связи с тем, что письмо от 18.03.2014 N 17-01-82/2102 об отказе от договора направлено заявителю по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 68 лит. А, помещение 16, в ЕГРП указан иной адрес общества.
На запрос регистрирующего органа Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области ответило, что юридическим адресом ООО "Предприятие ветеранов спецназа "Россы" -магазин на улице Новгородцевой" является: г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 68 лит. А, помещение 16.
Из отзыва регистрирующего органа на заявление следует, что 28.07.2014 государственная регистрация прекращения ограничения (обременения) права аренды в отношении указанного земельного участка осуществлена в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации.
Полагая, что действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРП записи о прекращении договора аренды земельного участка от 23.08.2007 N 7-1070 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным указанных решения, действия (бездействия) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка от 23.08.2007 N 7-1070 заключен на срок с 29.03.2007 по 28.03.2010.
По истечении предусмотренного договором срока при отсутствии возражений со стороны арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Так, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 46 этого Кодекса основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
При этом в силу положений ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Земельный участок предоставлен арендатору для строительства магазина, 26.06.2013 ООО "Предприятие ветеранов спецназа "Россы" -магазин на улице Новгородцевой" получило разрешение на строительство N RU 66302000-3454, срок действия которого продлен до 15.07.2015. Арендатор уплачивает арендную плату, в подтверждение чего представил платежные поручения от 22.07.2014 N 8, от 07.08.2014 N 13, от 29.09.2014 N 963, от 30.09.2014 N 963, акт сверки за период с 27.11.2014 по 20.04.2015. На земельном участке расположен объект незавершенного строительства, согласно пояснениям заявителя строительство на земельном участке завершено.
При том, что земельный участок предоставлен для строительства объекта недвижимого имущества, а в материалах регистрационного дела отсутствуют сведения о том, что отказ Министерства от договора арендатором получен, а также о намерении арендатора прекратить арендные отношения, осуществлении или завершении строительства объекта на земельном участке, у государственного регистратора должны были возникнуть сомнения в наличии оснований для государственной регистрации, которые в силу п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав являются основанием приостановления государственной регистрации.
В отсутствие документов, из которых бы достоверно следовало, что договор аренды прекратился, у ответчика отсутствовали основания для регистрации прекращения аренды.
По указанным основаниям государственная регистрация приостановлена не была, государственная регистрация приостановлена ответчиком в связи с возникновением иных сомнений - относительно местонахождения арендатора.
Заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемые действия ответчика - признанию незаконными.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с заявлением о государственной регистрации обратилось неуполномоченное лицо.
Этот вывод суд апелляционной инстанции признает ошибочным в силу следующего.
Спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности. В соответствии с абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административным центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законом соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 1 ст. 54.3 Закона Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительным органом государственной власти Свердловской области, указанным в ст. 8.1 названного Закона Свердловской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ранее существовавшей редакции указанной статьи предусматривалась возможность заключения органами исполнительной власти соглашения с органами местного самоуправления этого поселения.
Такое Соглашение "О взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" заключено между Министерством и муниципальным образованием "город Екатеринбург" от 17.05.2007, по условиям которого полномочия Министерства по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы 7 муниципальному образованию "город Екатеринбург". Срок действия указанного соглашения истек 17.05.2013.
Арендодателем по договору (заключенному в период действия Соглашения) выступает администрация.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику. В силу п. 1, 3 ст. 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. Администрация и Министерство являются функциональными органами одного субъекта Российской Федерации - Свердловской области в части распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена, и представляют интересы одного и того же собственника.
Принимая во внимание положения п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 54.3 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" следует признать, что с 18.05.2013 Министерство является функциональным правопреемником администрации и обладает правомочиями арендодателя в договоре аренды, заключенном в период действия Соглашения от 17.05.2007, в силу закона, вне зависимости от переоформления арендных отношений, следовательно, правомочно реализовать права, предусмотренные ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда первой инстанции не повлек принятие неправильного решения, поскольку, как указано выше, основания для государственной регистрации отсутствовали.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 февраля 2015 года по делу N А60-49673/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49673/2014
Истец: ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВЕТЕРАНОВ СПЕЦНАЗА "РОССЫ" -МАГАЗИН НА УЛИЦЕ НОВГОРОДЦЕВОЙ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "ПЕРСПЕКТИВА"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4671/15
22.03.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3264/15
25.08.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4671/15
05.06.2015 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3264/15
26.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3264/15
02.02.2015 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49673/14