г. Тула |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А09-9070/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2014 по делу N А09-9070/2014 (судья Артемьева О.А.), установил следующее.
Управление имущественных отношений Брянской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ПКФ "Янтарь-2" (далее - ответчик, общество) о взыскании арендной платы в размере 566 603 руб. 24 коп. и пени за просрочку арендных платежей в размере 56 382 руб. 63 коп.
Определением от 04.12.2014 судом в порядке статьи 49 АПК РФ принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчика задолженность в сумме 394 756 руб. 91 коп, в том числе: 378 955 руб. 98 коп. основного долга и 15 800 руб. 93 коп. пени (т. 1, л. д. 117-118).
Решением суда от 12.12.2014 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Управление имущественных отношений Брянской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить. Ссылается на то, что увеличение размера арендной платы вызвано не изменением методики расчета, а увеличением размера ставки земельного налога. Полагает, что фактическое изменение арендной платы в результате применения соответствующих нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора, применительно к п. 3 ст. 614 ГК РФ, а представляют собой исполнение согласованного сторонами договора аренды. Указывает, что публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Брянской городской администрацией в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (арендодатель) и ООО ПКФ "Янтарь-2" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 25.10.2004 N 31182, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, общей площадью 7 516 кв. м, из категории земель: земли поселений (другие застроенные территории) с кадастровым номером 32:28:03:11:19:0000:00, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул.Советская, 79, участок ч. 2, для использования зданий мастерских профилактория гаража модуля "Кисловодск".
Указанный земельный участок площадью 7 516 кв. м был передан ответчику по акту приема-передачи земельного участка от 25.10.2004.
В п. 2.1 договора аренды земельного участка срок действия договора стороны установили с 01.10.2004 по 01.10.2047 (43 года).
Пунктом 3.1 договора определено, что размер арендной платы определяется договором в соответствии с нормативными актами, принятыми органами государственной власти и местного самоуправления.
Расчет арендной платы определен в приложении к договору и является неотъемлемой частью договора, что следует из п. 3.5 договора аренды.
Согласно приложению к договору аренды (расчет арендной платы за землю на 2004 год), являющемуся неотъемлемой частью договора, размер арендной платы за землю в 2004 году за один квартал (с 01.10.2004 по 31.12.2004) был установлен в размере 34 502 руб. за площадь 7 516 кв. м.
В соответствии с п. 3.7 договора, арендатор обязан вносить арендную плату ежеквартально равными долями не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
В пункте 3.8 договора стороны установили, что размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления. При изменении арендной платы арендодатель направляет арендатору уведомление с приложением расчета арендной платы по форме, установленной приложением к договору.
Договор аренды земельного участка от 25.10.2004 N 31182 прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области 15.02.2005, о чем в Единый государственный реестр прав внесена регистрационная запись за номером 32-32-28/003/2005-379.
Истец указал, что ответчик свои обязательства по своевременному и полному внесению арендной платы за пользование арендуемым земельным участком надлежащим образом не исполнил, в связи с этим за ответчиком образовалась задолженность в сумме 378 955 руб. 98 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 18.07.2014 N 36-8853 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по арендной плате и пене до 04.08.2014, была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке сумма задолженности за пользование земельным участком ответчиком погашена не была, истец обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Брянской области от 09.10.2006 N 76-З "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянск" и пунктом 1 Постановления администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянск", и Положения об областной земельной комиссии" на Управление имущественных отношений Брянской области были возложены функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, в соответствии с пунктом 4 указанного постановления устанавливается администрирование платежей по заключенным договорам аренды земельных участков Управлением имущественных отношений Брянской области.
В связи с перераспределением полномочий в силу ст. 125 ГК РФ к Управлению имущественных отношений Брянской области перешли все права и обязанности арендодателя по договорам аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и право взыскания в судебном порядке задолженности по договорам аренды.
Отношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (параграфом 1 главы 34 "Общие положения об аренде") (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрена обязанность арендатора своевременно вносить платежи за землю.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в договоре стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок, которая после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, а принятие соответствующим органом нормативного акта само по себе не может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, при этом изменение методики на иную возможно только в порядке, установленном п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд сделал вывод о том, что, поскольку между сторонами не было заключено соглашение об изменении договора аренды в части размере арендной платы и порядка ее начисления в соответствии с положениями п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, у ответчика не возникла обязанность по внесению арендной платы по новым ставкам, поэтому наличие у ООО ПКФ "Янтарь-2" задолженности по арендной плате является недоказанным.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Часть 4 статьи 22 ЗК РФ указывает на то, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Что касается арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, то исходя из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за названные участки устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На момент заключения договора аренды земельного участка, нормативным правовым актом, определяющим размер арендной платы в 2004 году, являлось Постановление Брянской городской администрации от 17.12.2003 N 2313, которое определило, что в целях установления базового размера арендной платы средняя ставка земельного налога по городу равна 13,1155 руб., сам базовый размер дифференцируется по коэффициенту градостроительной ценности земельного участка.
В 2005 году указанное Постановление утратило силу в связи с принятием постановления Брянской городской администрации от 22.12.2004 N 4518-П, которое изменило размер средней ставки земельного налога на 14,4271 руб.
Указанные нормативные правовые акты принимались уполномоченным органом в соответствии с действующим налоговым законодательством, а именно в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и п. 7 ст. 145 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 16.11.2004 N 848-П "О плате за землю в городе Брянске в 2005 году".
В связи с принятием Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, с 01.01.2006 Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" был признан утратившим силу, в Налоговый кодекс Российской Федерации введена новая глава N 31 "Земельный налог".
Администрацией Брянской области 07.12.2007 принято Постановление N 973 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", в котором содержалась формула для определения размера годовой арендной платы, установлены ставки арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка.
Публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения. Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 по делу N А76-37104/2009-21 -1051/196-63-397.
Алгоритм расчета арендной платы представляет собой: размер арендной платы = расчетная база х количество расчетных ставок х поправочный коэффициент. Расчетная база на момент заключения договора аренды в 2004 г. - ставка земельного налога. Расчетная база в 2013-2014 г.г. - удельный показатель кадастровой стоимости.
Расчет во всех случаях увязан со стоимостным выражением единицы площади и площадью арендуемого участка, расчетная база выражена как размер ставки земельного налога, иные составляющие алгоритма расчета арендной платы также не претерпели изменений, что свидетельствует об отсутствии изменения методики расчета.
Таким образом, увеличение размера арендной платы вызвано не изменением методики расчета, а увеличением размера ставки земельного налога. Следовательно, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления соответствующего нормативного акта и не является изменением условия о цене применительно к п. 3 ст. 614 ГК РФ.
С учетом изложенного, Управление правомерно начисляло в 2011-2012 г.г. арендную плату исходя из ставки земельного налога, а с 2013 г. - исходя из кадастровой стоимости.
По смыслу ст. 424 ГК РФ, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. То есть, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, фактическое изменение арендной платы в результате применения соответствующих нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора, применительно к п. 3 ст. 614 ГК РФ, а представляют собой исполнение согласованного сторонами договора аренды.
Согласно п. 2.6. Постановления Брянской области N 973 арендаторы-организации, арендаторы - физические лица, использующие земельные участки для предпринимательской деятельности самостоятельно определяют размер арендной платы исходя из размеров, установленных данным постановлением Брянской области, и предоставляют в Управление имущественных отношений Брянской области сводный расчет арендной платы с разбивкой по кварталам не позднее 10 марта текущего года.
О порядке и ином содержании вышеуказанных нормативных правовых актах арендатор был уведомлен путем их размещения в средствах массовой информации. Следовательно, арендатор должен был в самостоятельном порядке определить размер подлежащей уплате им арендной платы и представить истцу соответствующий сводный расчет, независимо от наличия либо отсутствия уведомления истца. Законность такого уведомления подтверждается судебной практикой - постановление ФАС Центрального округа от 02.12.2010 г. по делу N А64-8042/09.
Также в уведомлении указывается, что для получения расчетов арендной платы на текущий период, составления акта сверки расчетов, а также по иным вопросам начисления арендной платы арендатор вправе обратиться в Управление имущественных отношений Брянской области.
Таким образом, Управлением имущественных отношений Брянской области был произведен расчет арендной платы в соответствии с условием заключенного договор.
Корректировка Управлением в одностороннем порядке размера арендной платы с учетом изменения размера ставки земельного налога не противоречит закону и условиям договора.
Представленный истцом с учетом уточнения расчет задолженности по арендной плате за период с 16.09.2013 по 01.07.2014 на сумму 378 955 руб. 98 коп., а также расчет пени за период с 16.09.2013 по 15.07.2014 на сумму 15 800 руб. 93 коп., а всего на 394 756 руб. 91 коп. проверен судом и признан верным.
Данный расчет произведен на основании постановления администрации Брянской области от 07.12.2007 N 973 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" по формуле для определения размера годовой арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Управления имущественных отношений Брянской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Янтарь-2" в пользу Управления имущественных отношений Брянской области 394 756 руб. 91 коп., в том числе 378 955 руб. 98 коп. основного долга и 15 800 руб. 93 коп. пени - удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
При цене иска 394 756 руб. 91 коп. (с учетом уточнения) размер государственной пошлины составляет 10 895 руб. 13 коп.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, 10 895 руб. 13 коп. госпошлины по иску подлежат взысканию с общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Янтарь-2" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2014 по делу N А09-9070/2014 отменить.
Исковые требования Управления имущественных отношений Брянской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Янтарь-2" в пользу Управления имущественных отношений Брянской области 394 756 руб. 91 коп., в том числе 378 955 руб. 98 коп. основного долга и 15 800 руб. 93 коп. пени.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Янтарь-2" в доход федерального бюджета 10 895 руб. 13 коп. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.