17 июля 2006 г. |
Дело N А29-5461/05А |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Черных,
судей: Л.Н. Лобановой, М.В. Немчаниновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Черных,
при участии представителя инспекции: Головиной Н.В. - по доверенности от 01.11.2005 г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного коммерческого банка "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30 сентября 2005 года по делу N А29-5461/2005а, принятое судьей Т.И. Галаевой, по заявлению Акционерного коммерческого банка "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару о признании решения налогового органа частично недействительным.
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий банк "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество (далее - АКБ "Северный Народный Банк" ОАО, Банк, Общество) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным решения от 06.06.2005 г. N 11-31/18 Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сыктывкару Республики Коми (далее - Инспекция ФНС России по г.Сыктывкару, Инспекция, налоговый орган) в части доначисления налога на прибыль, земельного налога, пеней и штрафов по земельному налогу.
Решением от 30.09.2005 г. заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемый акт налогового органа признан недействительным в части доначисления 303 рублей 70 копеек пеней по земельному налогу. В оставшейся части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда от 30.09.2005 г. АКБ "Северный Народный Банк" ОАО обратился в суд с апелляционной жалобой.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми от 06.02.2006 решение суда изменено, решение ИФНС России по г.Сыктывкару признано недействительным в части доначисления 1145300 рублей земельного налога, 149400 рублей, 749 рублей, 2781400 рублей налоговых санкций по земельному налогу по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 119, пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.05.2006 г. решение от 30.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.2006 г. Арбитражного суда Республики Коми в части отказа АКБ "Северный Народный Банк" ОАО в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару от 06.06.2005 г. N 11-31/18 в части доначисления 684567 рублей 70 копеек налога на прибыль отменено, кассационная жалоба АКБ "Северный народный банк" ОАО - удовлетворена. Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару от 06.06.2005. N 11-31/18 в части доначисления 684567 рублей 70 копеек налога на прибыль. Постановление апелляционной инстанции от 06.02.2006 г. Арбитражного суда Республики Коми в части удовлетворения АКБ "Северный Народный Банк" ОАО заявленного требования о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару от 06.06.2005 г. N 11-31/18 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 749 рублей штрафа отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд. В остальной части постановление апелляционной инстанции от 06.02.2006 г. Арбитражного суда Республики Коми оставлено без изменения, а кассационная жалоба Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару - без удовлетворения.
Акционерный коммерческий банк "Северный Народный Банк" ОАО извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Представитель Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 749 рублей штрафа, считает решение суда первой инстанции в указанной части законным и обоснованным.
Законность судебного акта Арбитражного суда Республики Коми в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку АКБ "Северный Народный Банк" ОАО по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2002 г. по 30.09.2004 г. и установила неуплату 684567 рублей 70 копеек налога на прибыль, 1145 рублей 30 копеек земельного налога по земельному участку (г. Сыктывкар, ул. Ветеранов, 5), на котором расположены принадлежащие на праве собственности налогоплательщику нежилые помещения (гаражи); непредставление и несвоевременное представление налоговых деклараций по земельному налогу по указанному участку и, соответственно, по вновь отведенному земельному участку (г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 68) под офис Банка.
Результаты проверки оформлены актом от 18.04.2005 г. N 11-31/18, на основании которого 06.06.2005 г. исполняющим обязанности руководителя Инспекции принято решение N 11-31/18 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктами 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль, земельного налога, непредставление и несвоевременное представление деклараций по земельному налогу, Обществу предложено в установленный в требовании срок уплатить 684567 рублей 70 копеек доначисленного налога на прибыль, 1145 рублей 30 копеек земельного налога, 403 рубля 95 копеек пеней по этому налогу и 149400 рублей, 749 рублей, 2781400 рублей штрафа по земельному налогу соответственно.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обжаловано его в арбитражный суд.
Отказывая АКБ "Северный Народный Банк" ОАО в удовлетворении заявленного требования в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции исходил из того, что налоговая декларация по земельному налогу за 2003 г. по земельному участку, расположенному по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, 68 (офис) была представлена в налоговый орган с нарушением установленного срока и заявителем не были представлены надлежащие доказательства, подтверждающие отсутствие факта нарушения сроков представления декларации.
Рассмотрев апелляционную жалобу АКБ "Северный Народный Банк" ОАО в части привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 749 рублей штрафа, Второй арбитражный апелляционный суд считает ее подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" по вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.
Как следует из материалов дела, согласно Постановления Главы Администрации МО "Город Сыктывкар" от 20.08.2003 г. N 8/2452 "О предоставлении земельного участка в собственность АКБ "Северный Народный Банк" (ОАО) 10/31 доли (851 кв.м) для обслуживания помещений офиса" Банку выделен в собственность земельный участок по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 68 (офис), следовательно, декларация по земельному участку за 2003 г. следовало представить - 22.09.2003 г.
Как видно из материалов дела, декларация по земельному налогу за 2003 г. по земельному участку, расположенному по адресу: г.Сыктывкар, ул. Первомайская, 68 (офис) была представлена АКБ "Северный народный Банк" ОАО в налоговый орган 15.12.2003 г.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с указанной выше нормой право, Инспекция имела возможность при проведении камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г. в подтверждение правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, а также своевременности представления отчетности запросить у АКБ "Северный народный Банк" ОАО соответствующее Постановление Главы Администрации МО "Город Сыктывкар" о предоставлении земельного участка в собственность АКБ "Северный Народный Банк" для обслуживания помещений офиса, площадью 851 кв.м., поскольку в расчете налоговой базы и суммы налога указывалась площадь земельного участка, выделенного в собственность в размере 851 кв.м., исчисленная сумма налога, которая проверялась при проведении камеральной налоговой проверки, при этом ранее в 1998 г., как указывает налоговый орган в акте выездной налоговой проверки, Банку был представлен в аренду земельный участок площадью 1975 кв.м. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 68 на срок 5 лет.
Таким образом, налоговый орган имел возможность установить факт совершения АКБ "Северный Народный Банк" ОАО вменяемого налогового правонарушения до проведения выездной налоговой проверки при проведении камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2003 г. по земельному участку, расположенному по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 68 (офис).
В рамках проведения выездной налоговой проверки АКБ "Северный Народный Банк" ОАО налоговый орган лишь констатировал факт нарушения Банком срока представления налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г. по земельному участку, расположенному по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская. 68 (офис), о котором ему стало известно ранее, по результатам проведения камеральной проверки рассматриваемой налоговой декларации, то есть не позднее марта 2004 года.
В пункте 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Данный срок носит пресекательный характер.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, поэтому установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Руководствуясь приведенной нормой, срок для взыскания штрафа истек в сентябре 2004 года, так как о нарушении срока представления декларации налоговый орган узнал в марте 2004 года. Вместе с тем в течение периода, охваченного выездной налоговой проверкой, требование об уплате налоговой санкции в адрес Банка не направлялось. Как видно из материалов дела, требование от 06.06.2005 г. N 2388 об уплате налоговой санкции по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 749 рублей направлено налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки.
Неисполнение АКБ "Северный Народный Банк" ОАО требования от 06.06.2005 г. N 2388 в соответствии со статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации влечет применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате штрафа.
Поскольку, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок давности взыскания искомой налоговой санкции к моменту проведения выездной налоговой проверки истек, следовательно, вынесенное Инспекцией ИФНС России по г. Сыктывкару решение от 06.06.2005 г. N 11-31/18 в части привлечения Банка к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г. по земельному участку, расположенному по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 68 (офис) за пределами пресекального срока для взыскания налоговой санкции в виде штрафа в сумме 749 рублей не может нести последствий в виде взыскания штрафа, поэтому подлежит признанию недействительным в указанной части.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного АКБ "Северный Народный Банк" ОАО требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару от 06.06.2005 г. N 11-31/18 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 749 рублей штрафа подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба АКБ "Северный Народный Банк" ОАО в этой части - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, Арбитражным судом Республики Коми не допущено.
В соответствии со статьями 104 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 500 рублей, уплаченная АКБ "Северный народный банк" ОАО по апелляционной жалобе, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статье 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.09.2005 года по делу N А29-5461/2005а в части отказа в удовлетворении заявленного Акционерным коммерческим банком "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару от 06.06.2005 г. N 11-31/18 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 749 рублей штрафа отменить, апелляционную жалобу Акционерного коммерческого банка "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество в этой части удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару от 06.06.2005 г. N 11-31/18 в части привлечения Акционерного коммерческого банка "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 749 рублей штрафа.
Возвратить Акционерному коммерческому банку "Северный Народный Банк" открытое акционерное общество из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 26.10.2005 г. N 702.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5461/2005
Истец: ОАО АКБ "Северный Народный Банк"
Ответчик: ИФНС по г. Сыктывкару
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-5461/2005А
17.07.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1867/06
05.05.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-5461/2005А