06 сентября 2006 г. |
Дело N А31-8350/8 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Тетервака А.В.
судей Дьякоеновой Т.М., Гуреевой О.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца:
от ответчика:
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области
от 02.05.06 по делу N А31-8350/8,
принятое судьей С.В. Козловым,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области,
Департаменту финансов Костромской области,
третье лицо: Департамент социальной защиты населения Костромской области -
о взыскании 5515700 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области, Департаменту финансов Костромской области, уточнив требования, просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в размере 4533327 руб. 50 коп. и 1795 руб. 40 коп. с Департамента финансов Костромской области, возникшие в результате предоставления услуг по перевозке гражданам, пользующимся правом льготного проезда железнодорожным транспортом, за период с 01 января по 30 сентября 2004 года.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02 мая 2006 года с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 4533327 руб. 50 коп. убытков, с Департамента финансов Костромской области за счет казны Костромской области в пользу истца взыскано 1795 руб. 40 коп. убытков.
Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов Костромской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области отменить, в удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Костромской области отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что льготы Героям Социалистического труда и полным кавалерам Трудовой Славы в Российской Федерации являются расходными обязательствами федерального бюджета, реально понесенные расходы истца должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Поясняет, что истцом не представлены доказательства незаконных действий органов государственной власти Костромской области, являющихся основанием для возмещения вреда, расходы заявлены истцом только в судебном порядке, ранее, во внесудебном порядке истец за возмещением понесенных расходов не обращался. Заявитель указывает, что истцом не представлены доказательства в подтверждение места проживания лиц, которым были предоставлены льготы.
Управление Федерального казначейства по Костромской области представило отзыв на апелляционную жалобу с указанием возражений, не относящихся к обжалуемой части решения. По существу заявленной жалобы возражения не указаны.
ОАО "Российские железные дороги" в отзыве на апелляционную жалобу решение арбитражного суда первой инстанции считает законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 02 мая 2006 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку обжалуется только часть решения о взыскании убытков с Департамента финансов Костромской области, в соответствии с требованиями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно апелляционной жалобе Департамент финансов Костромской области не согласен с взысканием с него льгот, предоставленных гражданам в соответствии с Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", считает, что расходы истца должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 1, 1.1., 4 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" гражданам Российской Федерации, удостоенным званием Героя Социалистического Труда либо награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней и членам их семей предоставлено право бесплатного проезда один раз в год железнодорожным транспортом.
Согласно статье 7 указанного Закона в редакции, действовавшей в 2004 году, расходы, связанные с реализацией Федерального закона финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Правила). В соответствии с пунктом 1 указанных Правил расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств федерального бюджета субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета. Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации, субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Действие Правил продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 г. N 80.
Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 03.03.2004 N 171-ЗКО устанавливает, что субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Трудовой Славы" являются расходными обязательствами областного бюджета.
Совместным письмом начальника Департамента финансов администрации Костромской области и руководителя Управления федерального казначейства МФ РФ по Костромской области определено, что Департамент финансов администрации области распределяет поступившие средства субвенций по получателям и представляет в управление федерального казначейства в установленном для исполнения федерального бюджета порядке реестры на перечисление денежных средств получателям субвенций.
На основании изложенного, является законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что расходы истца в связи с предоставлением льгот по проезду на основании Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" первоначально подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности безусловного отнесения заявленных истцом расходов к расходом Костромской области (по месту проживания граждан), поскольку истцом представлены документы о предоставлении льгот гражданам, в которых отражены, в том числе, фамилия, имя, отчество пассажира, категория льготы, номер удостоверения, по которому предоставлен льготный проезд. Суд считает достаточной представленную информацию для осуществления сверки лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Возражения по существу представленных сведений и расчетов ответчиком не заявлены.
Возражения о просрочке истца предъявления требований не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку предъявление требований о возмещении убытков в связи с предоставлением льгот гражданам по истечении 1 года не является основанием освобождения обязанного лица от несения расходов по возмещению предоставленных сумм льгот.
С учетом изложенного судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, сделанные в решении выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на Департамент финансов Костромской области. Право на освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе действующим законодательством не представлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 02 мая 2006 года по делу N А31-8350/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента финансов Костромской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-8350/8
Истец: ОАО "РЖД" в лице Северной железной дороги-филиала ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Департамент финансов Костромской области, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения Костромской области