22 марта 2006 г. |
дело N А29-12405/05-3Э |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тетервака А.В.
Судей Губиной Л.В., Пуртовой Т.Е.
При ведении протокола судебного заседания Тетерваком А.В.
При участии:
От истца:
От ответчика: Мунтьян Е.В., доверенность от 08.12.04г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 20 января 2006 г. по делу N А29-12405/05-3Э Арбитражного суда Республики Коми
принятого судьёй Егоровой Т.В.
по иску ООО "СГснаб"
к Управлению по социальным вопросам Администрации муниципального образования "Усть-Вымский район"
Министерству финансов Республики Коми
3 лицо: Министерство финансов Российской Федерации
Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе о взыскании убытков.
установил, что решением арбитражного суда от 20 января 2006 г. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "СГснаб" были взысканы убытки в размере 13790 руб. 45 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 509 руб. 82 коп.
Не согласившись с данным решением Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, действующего на основании доверенности от 16.01.06г. N 08-04-14/66, обжаловал его, просит отменить это решение и отказать в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе Минфин России указал, что на счета Министерства финансов Республики Коми имеются денежные средства в сумме 362346 руб., предназначенные для реализации Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Министерство финансов Республики Коми и ООО "СГснаб" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласны, решение суда просят оставить в силе.
Изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Определением суда от 21 ноября 2005 г. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
В процессе рассмотрения иска ООО "СГснаб" процессуальное положение Министерства финансов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном ст. 47 АПК РФ, не было изменено. Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суд взыскал долг с третьего лица, не являющего ответчиком по делу, что является нарушением норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, требования заявителя подлежат удовлетворению на основании п.4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Требования истца, в соответствии со ст. 44 АПК РФ, должны быть удовлетворены за счет одного из ответчиков, указанных в исковом заявлении.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
На основании статьи 17 данного закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Источник финансирования льгот в названном нормативном акте не определен, но указано, что порядок предоставления этих льгот устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 (далее - постановление N 901), расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В указанном постановлении также не содержится сведений об источнике финансирования предоставленных льгот, а предусмотрена лишь обязанность субъекта Российской Федерации определить порядок возмещения расходов.
Из содержания положений Федерального закона от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот, установленных федеральным законом, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130 (пункт 4), 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства должны передаваться в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Из представленных суду материалов следует, что указанные средства передавались из федерального бюджета. У Министерства финансов Республики Коми в настоящее время имеются неизрасходованные средства в сумме 362346 руб., предназначенные на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Министерство финансов Республики Коми не представило суду никаких доказательств того, что эти средства предназначены для иных целей и не могут быть израсходованы для покрытия расходов по льготам, предусмотренным ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца в части взыскания 13790 руб. 45 коп. подлежат взысканию в порядке, предусмотренном ст. ст. 16,1069 ГК РФ, с Министерства финансов Республики Коми.
На основании ст. 110 АПК РФ Министерство финансов Республики Коми как ответчик по делу должно возместить истцу расходы по государственной пошлине.
В суд апелляционной инстанции представлено ходатайство Министерства финансов Республики Коми об уменьшении размера государственной пошлины.
Данное ходатайство отклонено судом, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию, является имущественное положение должника.
Суду не представлены документы, свидетельствующие о тяжёлом финансовом положении Министерства финансов Республики Коми, поэтому заявленное ходатайство не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Постановил:
Отменить решение суда от 20 января 2006 г. в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "СГснаб" убытков в размере 13790 руб. 45 коп. и расходов по государственной пошлине в размере 509 руб. 82 коп.
Дополнительно взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу ООО "СГснаб" убытки в размере 13790 руб.45 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 509 руб.82 коп.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения (постановления).
Председательствующий |
А.В.Тетервак |
Судьи |
Т.Е. Пуртова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12405/2005
Истец: ООО "СГснаб"
Ответчик: Министерство финансов Республики Коми, Управление по соц. вопросам админ-ии МО "Усть-Вымский район"
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице УФК по РК, ФУ МИН ФИН РК в Усть-Вымском р-не
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2008 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-12405/2005-3Э
28.06.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-12405/2005-3Э
22.03.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-563/06