30 марта 2006 г. |
А29-11260/2005 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щелокаевой Т.А.
при участии в заседании представителя заявителя Козловой А.И. по доверенности от 14.02.2006 г. N 52, директора Муниципального образовательного учреждения "Детский дом г.Емвы" Туголукова Л.Г.,
представителя ответчика - заявителя жалобы - Беляевой О.В. по доверенности от 14.11.2005 г. N 26-41/31,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Сыктывкарской таможни Северо-западного управления Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда Республики Коми
от 28 декабря 2005 г. по делу N А29-11260/05А,
принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Муниципального образовательного учреждения "Детский дом г.Емвы"
к Сыктывкарской таможне Северо-западного управления Федеральной таможенной службы
третье лицо: Отдел-подразделение Федеральной службы судебных приставов по Княжепогостинскому району
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образовательное учреждение "Детский дом города Емвы" (далее Детский дом) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения от 05.10.2005 N 10202000-5/р и постановления от 05.10.2005 N 10202000-5/п Сыктывкарской таможни Северо-западного управления Федеральной таможенной службы (далее таможенный орган, Таможня) о взыскании задолженности по уплате
таможенных платежей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей за счёт имущества организации-должника.
Решением суда от 28.12.2005 г. требования заявителя удовлетворены, и указанные ненормативные правовые акты таможенного органа от 0510.2005 г. признаны недействительными.
Таможня с решением суда не согласна, просит решение отменить, считая, что суд неполно выяснил обстоятельства дела, а именно не учёл, что часть гуманитарной помощи передана Международной религиозной организации "Христианская Миссия Милосердия христиан веры Евангелистской", а одна из частей, переданная Муниципальному образовательному учреждению "Дом детского творчества", уничтожена.
По мнению таможенного органа, суд неправильно применил нормы материального права. Так, заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно истолковал нормы статей 131, 151 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), статей 1, 4 Федерального закона Российской Федерации N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее Закон N 95-ФЗ), пунктов 8, 11, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 г N1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской федерации".
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что в соответствии с указанными нормами ввезённый в целях гуманитарной помощи и условно выпущенный товар не может передаваться третьим лицам.
Выводы суда о том, что Учреждение использовало гуманитарную помощь только по целевому назначению и у него не возникло обязанности по уплате таможенных платежей, по мнению заявителя жалобы, не соответствует материалам дела.
Учреждение в отзыве доводы заявителя апелляционной жалобы находит необоснованными, полагает, что у него не возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации подтвердила гуманитарное назначение ввезённого и перераспределённого товара. Просит отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции и.
Третье лицо, надлежащим образом извещённое о дне рассмотрения дела, отзыв не представило и уполномоченных представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Рассмотрев апелляционную жалобу в открытом судебном заседании в установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах, материалы, имеющиеся в деле, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения в связи со следующим.
12.07.2004 г. между Детским домом и Миссией "Стефан" (г. Бремен, Германия) был заключен договор о получении и передаче воспитанникам Детского дома одежды и обуви бывшей в употреблении (общей стоимостью 625 ЕВРО, общим весом 5,5 тонн) в качестве гуманитарной помощи.
На основании указанного договора, письменного обращения Детского дома от 18.08.04г. и письма Администрации Княжпогостского района от 17.08.2004 г. N 2-28/469, Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее Комиссия) выдала Удостоверение серии ГП N 000160 (выписка из протокола N 4 заседания от 19.10.2004 г.).
Согласно Удостоверению, подтверждающему принадлежность одежды и обуви к гуманитарной помощи, российским получателем указанной гуманитарной помощи является Муниципальное образовательное учреждение "Детский дом г.Емвы".
23.11.2004 г. на Сыктывкарском таможенном посту было осуществлено таможенное оформление товара - гуманитарная помощь "одежда бывшая в употреблении" по ГТД N 10202080/231104/0004537, поступившего в рамках вышеуказанного договора. При таможенном оформлении груза Учреждение воспользовалось льготой в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины на основании пункта "ж" статьи 35 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Налогового Кодекса Российской федерации, пунктов 8, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".
На основании решения от 03.06.2005 г N 8 Сыктывкарская таможня провела специальную таможенную ревизию, результаты которой отражены в акте от 15.08.2005 N 10202000/150805/00013/00, и установила факты перераспределения гуманитарной помощи, поступившей в адрес Учреждения по ГТД N 10202080/231104/0004537.
Вещи в количестве 5603 в 242 коробках общим весом брутто 2917,4 кг распределены между воспитанниками Детского дома. Оставшаяся одежда и обувь либо не подошла воспитанникам Детского дома по размеру и фасону, либо оказалась непригодной для носки ввиду её ветхости.
По инициативе Детского дома и по согласованию с Администрацией Княжпогостского района непригодная для детей Учреждения часть гуманитарной помощи распределена между Муниципальным учреждением "Центр социальной помощи семье и детям "Альтернатива" город Емва (4 081 вещь), Муниципальным образовательным учреждением "Дом детского творчества" город Емва (109 вещей по 23 наименованиям), Местной религиозной организацией "Христианская Миссия Милосердия ХВЕ" (786 вещей по 13 наименованиям), при этом, гуманитарная помощь, переданная Муниципальному образовательному учреждению "Дом детского творчества" была использована для изготовления детьми мягкой игрушки.
Проверяющие пришли к выводу о том, что перераспределение ввезенных в качестве гуманитарной помощи одежды и обуви лишает Детский дом права на применение льготы по уплате таможенных платежей, так как оно не обращалось в таможенный орган с заявлением о разрешении перераспределения условно выпущенного товара.
На основании акта ревизии Сыктывкарская таможня в адрес Детского дома направила требование об уплате таможенных платежей от 22.08.2005 N 51 на сумму 145 983, 71 рубля (в том числе: таможенные сборы - 26,57 рубля; ввозная пошлина - 120 989,99 рубля, НДС - 24 967,15 рубля) в связи с нецелевым распоряжением условно выпущенными товарами.
В добровольном порядке Детский дом сумму платежей по вышеуказанному требованию не погасило, в связи с чем, Сыктывкарской таможней было вынесено Решение от 05.10.2005 г. N 10202000-5/р и Постановление 05.10.2005 г. N 10202000-5/п о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени за просрочку их уплаты в размере 162 270, 28 руб. (с учетом пени-16 286, 57 руб.) за счет имущества организации-должника.
Не согласившись с вышеуказанными Решением и Постановлением Сыктывкарской таможни Детский дом обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании ненормативных актов Таможни недействительными.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по уплате таможенных платежей у Детского дома не возникла, так как Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации подтвердила гуманитарное назначение и перераспределение ввезённой одежды и обуви. Таким образом, товар сохранил назначение, указанное при ввозе.
Принимая во внимание нижеследующее, суд апелляционной инстанции полагает, что данный вывод соответствует обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 319 ТК РФ и статьи 35 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи товаров только при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии со статьёй 1 Закона N 95-ФЗ и пунктом 2 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. N 1335 (далее Порядок оказания гуманитарной помощи), под гуманитарной помощью Российской Федерации понимается вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
Согласно статье 1 Закона N 95-ФЗ, пунктам 6, 7 Порядка оказания гуманитарной помощи принадлежность средств и товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, устанавливается и подтверждается специально созданным государственным органом, Комиссией, в форме выдачи соответствующих удостоверений.
Как видно из материалов дела, Комиссия выдала Удостоверение серии ГП N 000160 (выписка из протокола N 4 заседания от 19.10.2004 г), которым подтвердила принадлежность товара, передаваемого на основании договора от 12.07.2004 г. между Детским домом и Миссией "Стефан" (г. Бремен, Германия), к гуманитарной помощи.
В соответствии с подпунктами "ж", "д" пункта 5 Положения о комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 377, Комиссия вправе не только выдавать удостоверения, но и принимать в установленном порядке решения о внесении изменений в удостоверения, выданные Комиссией.
В акте таможенной ревизии зафиксировано, и сторонами не оспаривается, что часть полученной Детским домом гуманитарной помощи весом 2 582,6 кг перераспределена.
Поскольку указанное перераспределение произведено в отношении непригодной для воспитанников Детской дома одежды и обуви, а также в пользу организаций, оказывающих социальную помощь нуждающимся малообеспеченным гражданам, суд апелляционной инстанции полагает, что ввезённый товар сохранил своё гуманитарное назначение.
Кроме того, на основании согласованного с заместителем главы муниципального образования "Княжпостский район" плана перераспределения Комиссия выдала Удостоверение серии ГП N 000565 (выписка из протокола N 6 (12) заседания от 29.09.2005 г.), которым подтвердила принадлежность перераспределённого товара к гуманитарной помощи.
Согласно пункту 11 Порядка оказания гуманитарной помощи организации, получающие гуманитарную помощь (содействие) обязаны обеспечить учёт, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию). Обратившись с планом перераспределения полученной, но не пригодной для его воспитанников одежды и обуви, Детский дом надлежащим образом исполнил возложенную на него обязанность по распределению товаров.
В соответствии со статьёй 4 Закона N 95-ФЗ в случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Как следует из материалов дела, нецелевого использования ввезённого товара со стороны Детского дома не допущено, режим условно выпущенного товара не нарушен,
следовательно, требования Таможни об уплате таможенных платежей не основано на законе.
Довод таможенного органа о том, что часть гуманитарной помощи передана Международной религиозной организации "Христианская Миссия Милосердия христиан веры Евангелистской" в нарушение пункта 4 Порядка оказания гуманитарной помощи, отклоняется, поскольку в Удостоверении серии ГП N 000565 (выписка из протокола N 6 (12) заседания от 29.09.2005 г) получателем гуманитарной помощи названы малообеспеченные граждане, получившие одежду и обувь через указанную Миссию.
Также суд отклоняет доводы Таможни о нарушении гуманитарного назначения вещей, переданных Муниципальному образовательному учреждению "Дом детского творчества". Согласно акту от 20.04.2005 г. переданные вещи (л.д. 120) использовались воспитанниками Детского дома на занятиях в объединении "Мягкая игрушка" для изготовления подарков ветеранам войны и труда, а также использовались для изготовления театральных костюмов, что подтверждает сохранение гуманитарного назначения в отношении ввезённого товара.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку обжалуемые акты противоречат пункту 2 статьи 319 ТК РФ и статье 35 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и незаконно возлагают на Детский дом обязанность по уплате таможенных платежей, арбитражный суд Республики Коми законно и обосновано признал решение и постановление Сыктывкарской таможни недействительными.
Нарушений, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда от 28.12.2005 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос о взыскании пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Сыктывкарская таможня освобождена от её уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда от 28 декабря 2005 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11260/2005
Истец: МОУ "Детский дом г. Емвы"
Ответчик: Сыктывкарская таможня
Третье лицо: Отдел-подразделение ФССП по Княжпогостскому р-ну
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-451/06