17 мая 2006 г. |
дело N А 82- 9035/05-45 |
Председательствующего Кобелевой О.П.
Судей Тетервака А.В., Гуреевой О.А.
При ведении протокола судебного заседания судьей Кобелевой О.П., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области
на решение от 01.03.2006 г. по делу N А82-9035/05-45 Арбитражного суда Ярославской области
принятое судьей Гусевой Н.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "РТС"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области
Третьи лица: Департамент по социальной защите населения Рыбинского муниципального округа
Департамент финансов Ярославской области
Департамент по социальной защите населения Ярославской области
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
о взыскании 77959.52 руб.
установил:
Решением арбитражного суда Ярославской области от 01 марта 2006 г. за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РТС" взыскано 77959 руб. 52 коп. убытков, составляющих расходы истца по предоставлению гражданам льгот, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах".
Определением арбитражного суда от 16.05.2006 на основании части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решение от 01.03.2006 внесены изменения, резолютивная часть (абзац 1) изложена в следующей редакции: "Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РТС" за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - 77959 руб.52 коп. - убытков.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области не согласно с вынесенным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "РТС" о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации. По мнению ответчика, в резолютивной части решения не указан орган, на который возложена обязанность по возмещению убытков, бремя ответственности по возмещению убытков ООО "РТС" должно быть возложено на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамент по социальной защите населения Ярославской области, Департамент по социальной защите населения Рыбинского муниципального округа. Министерство здравоохранения и социального развития РФ, как главный распорядитель средств федерального бюджета, выделенных на реализацию закона "О ветеранах", осуществляло распределение соответствующих лимитов, могло вносить изменения в смету расходов, запрашивать увеличение ассигнований на данные цели.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит суд отклонить её, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Департамент по социальной защите населения Администрации Ярославской области с доводами заявителя апелляционной жалобы не согласен, решение суда просит оставить в силе.
Департамент по социальной защите населения Рыбинского муниципального округа, Департамент финансов Ярославской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора от 01.08.2001 г., заключенного между ООО "РТС" и Департаментом социальной зашиты населения Администрации Рыбинского муниципального округа, ООО "РТС" обязался предоставлять в 2004 году населению, проживающему на территории Рыбинского муниципального округа Ярославской области, 50% скидку по оплате за пользование телефоном, производить бесплатные установки телефонов абонентам, имеющим право на льготы согласно Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Департамент социальной защиты компенсирует ООО "РТС" недополученные доходы за бесплатную установку телефонов, и предоставление ветеранам 50 % скидки по оплате за пользованием телефоном.
Размер недополученных истцом платежей в указанный период составил 77959.52 руб. (без учета суммы налога на добавленную стоимость), что подтверждается имеющимся в деле актом сверки расчетов Департамента по социальной защите населения Рыбинского муниципального округа и истца.
На основании статьи 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи", действующего в спорный период, при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" гарантирует социальную защиту ветеранам. В статье 14 Федерального закона предусмотрены льготы по оплате: в размере 100 процентов на установку телефона, 50 процентов по абонентской плате и 50 процентов за пользование радио. Согласно статье 10 названного Федерального закона расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В части 2 статьи 10 названного Закона определено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ обращалось в Министерство финансов РФ с просьбой об увеличении в 2004 году расходов по установке и использованию телефонов ветеранами, однако дополнительных средств на эти цели из федерального бюджета не поступало, что подтверждается материалами дела.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на реализацию льгот, предусмотренных выше указанным Федеральным законом, из средств федерального бюджета, и возложил ответственность на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Возражения Министерства финансов Российской Федерации о том, что долг возник из-за бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, местных органов власти, которые не заявляли об увеличении ассигнований на покрытие расходов по предоставлению вышеназванных льгот, нельзя признать обоснованными.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенной ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненными незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, Департаментом по социальной защите населения Администрации Ярославской области представлена бюджетная заявка финансирования расходов на реализацию федеральных законов и других мероприятий по социальной защите населения на 2004 год, в том числе по Закону "О ветеранах", заявка по расходам за счет средств федерального бюджета на 2004 год по данному закону. В соответствии с данными документами установлено, что недофинансировано средств на реализацию законов на сумму 42 491 тыс. руб.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что убытки у истца возникли не в результате неправомерных действий (бездействий) ведомственных органов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, является обоснованным.
Оснований для привлечения к ответственности других ответчиков у суда не имелось.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.258,268, п.1ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.03.2006 г. по делу N А 82-9035/2005-45 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.П.Кобелева |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9035/2005
Истец: ООО "РТС"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице УФК по Ярославской области
Третье лицо: Департамент по социальной защите населения Рыбинского МО, Департамент социальной защиты населения Ярославской области, Департамент финансов Администрации Ярославской области, Министерство здравоохрания и социального развития РФ
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1060/06