06 октября 2006 г. |
Дело N А17-506/10-2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2006 г.
Постановление в окончательной форме изготовлено 06 октября 2006 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Тетервака
судей Гуреевой О.А.. Пуртовой Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания А.В. Тетерваком
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Гранаткина Г.И., директор
от ответчика:
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области
от 18 мая 2006 г. по делу N А17-506/10-2005
по иску Муниципального унитарного предприятия Ивановский комбинат специализированного обслуживания населения "Ритуал"
к Военному комиссариату Ивановской области,
Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании стоимости выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам в размере 296 817 руб. (с учетом уточнений),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Ивановский комбинат специализированного обслуживания населения "Ритуал" (далее - истец, МУП "Ритуал", комбинат) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Военному комиссариату Ивановской области (далее - ответчик 1, заявитель, Военкомат Ивановской области, Военкомат), к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2, Минобороны РФ) о взыскании стоимости выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам в размере 296 817 руб. (с учетом уточнений).
Исковые требования основаны на статьях 5, 6, 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г., статье 24 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г., статье 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998 г., статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлениях Правительства N 460 от 06.05.1994 г., N 500 от 05.11.2000 г., N 721 от 01.10.2002 г., N 490 от 22.12.2002 г.
Требования МУП "Ритуал" мотивированы тем, что Военкомат Ивановской области отказывается в добровольном порядке оплатить понесенные МУП "Ритуал" расходы по выполнению работ по изготовлению и установке 30 надгробных памятников умерших (погибших) ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18 мая 2006 г. исковые требования МУП "Ритуал" к Военному комиссариату Ивановской области и Минобороны РФ о взыскании стоимости выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам в размере 296 817 руб. удовлетворены в полном объеме: с Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Ивановской области в пользу МУП Ивановский комбинат спецобслуживания населения "Ритуал" взыскана стоимость выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников в размере 296 817 руб.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле", обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Минобороны РФ; данная обязанность является государственной гарантией лицам, взявшим на себя увековечивание памяти умерших, и носит компенсационный характер; правом на возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников обладают как физические, так и юридические лица (специализированные организации), понесшие указанные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Военный комиссариат Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А17-506/10-2005 от 18 мая 2006г.отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает, что судом первой инстанции допущены: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Заявитель также указывает, что законодательством России не предусмотрена оплата работ по изготовлению и установке надгробных памятников непосредственно организации, не находящейся в договорных отношениях с Минобороны России.
Так, поясняет заявитель, согласно пункту 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 500 от 05.11.2000 г. оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников производится на основании заявлений лиц, оплативших соответствующие выполненные работы и представивших счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполняемых работ).
Кроме того, как указывает Военный комиссариат, оплата расходов на изготовление и установку надгробий (возмещение расходов) носит компенсационный характер, поэтому правом на получение указанной социальной гарантии обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечению памяти погибшего (умершего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников.
По мнению заявителя, поскольку истец не является заказчиком работ по изготовлению и установке надгробных памятников, он не имеет права на получение возмещения понесенных расходов.
Ответчик также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отказ военкомата в возмещении специализированным организациям средств, затраченных на изготовление и установку надгробных памятников, приведет к массовому обращению последних с исками о взыскании денежных средств к лицам, которым данные услуги оказаны, а тех в свою очередь в Военкоматы за получением компенсации.
Истец, МУП "Ритуал", в отзыве на апелляционную жалобу указал, что решение Арбитражного суда Ивановской области является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не соответствуют требованиям и положениям закона и действующим нормативным актам, добытым по делу доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, МУП "Ритуал" в своем отзыве обращает внимание на то, что в апелляционной жалобе Военный комиссариат Ивановской области не оспаривает тот факт, что надгробные памятники умершим ветеранам войны и военной службы изготовлены комбинатом "Ритуал" за счет собственных средств, не оспаривается в жалобе и право умерших ветеранов на увековечивание их памяти за заслуги перед Отечеством.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Ивановской области от 18 мая 2006 г. по делу N А17-506/10-2005 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, МУП "Ритуал" является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Во исполнение договоров, заключенных с родственниками (заказчиками) умерших граждан (ветеранов военной службы, ветеранов и участников Великой Отечественной войны), истец (исполнитель) в период с июля по август 2005 г. изготовил тридцать надгробных памятников.
По условиям названных договоров МУП "Ритуал" (Исполнитель) обязалось изготовить, доставить и установить надгробные памятники умершим (пункт 1.1 договоров), а родственники умерших (Заказчики), имеющие право на льготы, доверяли Исполнителю в соответствии с договором об уступке права требования получение от их имени денежных средств от Минобороны РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой, установкой надгробного памятника (пункт 2.6 договоров).
После изготовления надгробных памятников и принятия из заказчиками МУП "Ритуал" представило к оплате в Военкомат Ивановской области соответствующие документы.
Однако в связи с отказом Военным комиссариатом Ивановской области компенсировать понесенные МУП "Ритуал" расходы по изготовлению и установке надгробных памятников исполнитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичное положение содержится в статье 24 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 г. N 721) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Министерство обороны Российской Федерации приказом от 05.11.2000 г. N 500 утвердило Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников.
Согласно пункту 41 Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.
Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших, то есть обязанностью, а не правом Министерства обороны Российской Федерации.
Расходы истца по изготовлению и установке памятников подтверждаются представленными в дело доказательствами (заявлениями граждан, договорами, квитанциями формы БО-13 (01), свидетельствами о смерти, справками о захоронениях, удостоверениями, свидетельствами о праве на льготы, актами приема-сдачи выполненных работ) и не превышают норм расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 г. N 500.
При таких условиях Арбитражный суд Ивановской области правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы Военного комиссариата Ивановской области об оплате родственникам умерших стоимости оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников истцу и после этого о самостоятельном представлении документов для возмещения названных затрат, ввиду компенсационного характера расходов, противоречат сложившейся практике взаимоотношений с аналогичными организациями.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу и взыскал с ответчиков стоимость выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников ветеранам в размере 296 817 руб.
На основании вышеизложенного обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18 мая 2006 г. по делу N А17-506/10-2005 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Ивановской области оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения (постановления).
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-506/2005
Истец: МУП Ивановский комбинат специализированного обслуживания населения "Ритуал"
Ответчик: Военный комиссарит Ивановской области, Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2169/06