6 июня 2006 г. |
Дело N А82-6006/05-99 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Г.Буториной,
судей А.В.Караваевой, Л.Н.Лобановой
при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Г.Буториной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2006 г. по делу N А82-6006/05-99, принятое судом в лице судьи Украинцевой Е.П.
по заявлению ЗАО "Веста"
к Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Ярославской области, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области
о возврате из бюджета 7 146 руб.,
без участия представителей сторон,
установил:
ЗАО "Веста" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Ярославской области (далее -Инспекция) о возврате 7 146 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленных по платежному поручению N 7 от 20.01.2005 г. на код бюджетной классификации 18210202030061000160, который предназначен для уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2005 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области.
Решением суда от 13.03.2006 г. заявленные требования к Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Ярославской области о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов 7 146 руб. удовлетворены, в удовлетворении требований к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области
отказано.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
ЗАО "Веста" и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области представили отзывы на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы заявителя жалобы несостоятельными.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Веста" платежным поручением N 7 от 20.01.2005 г. ошибочно перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2004 г. в сумме 7146 руб., с указанием вместо кода бюджетной классификации 182102020010061000160 кода бюджетной классификации 18210202030061000160, в результате чего денежная сумма зачислена на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии (л.д.7).
21.02.2005 г. ЗАО "Веста" платежным поручение N 47 повторно уплатило страховые взносы в сумме 7 146 руб. за декабрь 2004 г. вместе со страховыми взносами, начисленными за январь 2005 г. (л.д.41).
ЗАО "Веста" письмом от 01.02.2005 г. обратилось в Межрайонную ИФНС РФ N 1 по Ярославской области с просьбой о возврате излишне уплаченной суммы 7 146 руб.
Инспекция письмом от 08.02.2005 г. отказала в возврате страховых взносов в сумме 7 146 руб. со ссылкой на письмо МНС РФ от 05.07.2004 г. N 05-0-09/20@, согласно которому зачет (возврат) переплаты страховых взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии не может быть произведен налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Посчитав свои права нарушенными, ЗАО "Веста" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных страховых взносов возлагается на налоговые органы.
Вывод суда соответствует материалам дела и действующему законодательству, а доводы Инспекции о том, что на налоговые органы не возложена обязанность проведения процедуры возврата излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ., являются необоснованными.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (пункты 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный Порядок предусматривает, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) в срок не более трех рабочих дней со дня их поступления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (пункт 18 указанного выше Порядка).
Таким образом, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в обоснование доводов о том, что вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относится к компетенции Пенсионного фонда РФ, несостоятельна. В данном случае законодатель указал лишь источник выплат обязательного страхового обеспечения, но не предоставил Пенсионному фонду РФ право распоряжаться денежными средствами, в т.ч. на возврат излишне уплаченных платежей.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством полномочиями на проведение возврата излишне уплаченных страховых платежей на обязательное пенсионное страхование с КБК 18210202030061000160 наделены налоговые органы.
Поскольку факт двойной уплаты страховых взносов в сумме 7 146 руб. подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании Межрайонной ИФНС РФ N 1 по Ярославской области возвратить ЗАО "Веста" излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии по платежному поручению N 7 от 20.01.2005 г. в сумме 7 146 руб.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2006 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе не взыскивается, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2006 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
Г.Г.Буторина |
Судьи |
А.В.Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6006/2005
Истец: ЗАО "Веста"
Ответчик: ГУ ОПФ РФ по Ярославской области, МИФНС РФ N1 по Ярославской области