город Омск |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А46-15950/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4798/2015) акционерного общества "Лузинский комбикормовый завод" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2015 по делу N А46-15950/2014 (судья Храмцов К.В.) по иску открытого акционерного общества "Лузинский комбикормовый завод" (ОГРН 1025501858381, ИНН 5528001523) к обществу с ограниченной ответственностью "Универсальная логистическая компания" (ОГРН 1125543055186, ИНН 5501244818) о взыскании 43 400 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Лузинский комбикормовый завод" - Богатова А.Я. по доверенности N 18 от 14.04.2015 сроком действия один год,
от общества с ограниченной ответственностью "Универсальная логистическая компания" - Флейснера В.В. по доверенности N 1 от 12.01.2015 сроком действия один год,
установил:
открытое акционерное общество "Лузинский комбикормовый завод" (с 20.03.2015 именуется акционерное общество "Лузинский комбикормовый завод", далее - АО "ЛКЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Универсальная логистическая компания" (далее - ООО "УЛК", ответчик) о взыскании убытков в сумме 43 400 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2015 по делу N А46-15950/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования АО "ЛКЗ".
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что из анализа условий договора и нормативных актов следует, что во взаимоотношения с перевозчиком вступал ответчик, выполняя свои обязанности, предусмотренные договором транспортной экспедиции N 04ЛКЗ/13/0259 от 01.06.2013. ООО "УЛК" являлся уполномоченным лицом грузополучателя при приёмке спорных вагонов и соответственно был обязан оформить пересылочную накладную и осуществить возврат порожних вагонов на железнодорожную станцию. Между сторонами сложились взаимоотношения, в ходе которых на протяжении всего срока действия договора подача заявок на отправку порожних вагонов проводилась посредством телефонной связи с сообщением всей необходимой информации.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчик высказался против удовлетворения жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, между ООО "УЛК" (экспедитор) и ОАО "ЛКЗ" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции N 04ЛКЗ/13/0259 от 01.06.2013, по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счет клиента выполнить и/или организовать выполнение определенных договором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом (зерновозами, полувагоны и т.д.) по территории Российской Федерации и стран СНГ. К транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым по договору, относятся: услуги по отправлению грузов (подавать станции железной дороги заявки на отправление подвижного состава с грузом клиента, принимать от клиента груженный подвижной состав, сдавать подвижной состав станции железной дороги, заполнять транспортные железнодорожные накладные и комплект перевозочных документов, оплачивать стоимость перевозок и дополнительных сборов железной дороге, получать от станции железной дороги документы, подтверждающие прием подвижного состава с грузом к перевозке и ее оплату и т.д.); услуги по прибытию (приемке) грузов (раскредитовывать документы на прибывший в адрес экспедитора подвижной состав с грузом клиента, информировать клиента о прибытии грузов, принимать подвижной состав с грузом со станции железной дороги, сдавать подвижной состав клиенту, обеспечивать возврат подвижного состава после выгрузки железной дорог и т.д.); информационные услуги (уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес, уведомление о продвижении груза и подходе к станции назначения, слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения, уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю и т.д.); уведомление иных, указанных клиентом, лиц об отправке или прибытии груза; получение требующихся для экспорта или импорта документов и таможенное оформление грузов; обеспечение клиента и его грузоотправителей собственным или арендованным подвижным составом по заранее согласованным объемам, прибывшим на согласованные станции отправления. Наименование, условия оказания и объем транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозками груза, определяются сторонами на основании поданных клиентом плановых и разовых заявок. Заявка может быть подана по форме дополнительно согласованной сторонами, либо в свободной форме, но обязательно должна содержать всю необходимую информацию для оказания конкретного вида транспортно-экспедиционных услуг. Заявка оформляется в письменном виде за подписью уполномоченного клиентом лица и направляется экспедитору, в том числе с помощью средств электронной и/или факсимильной связи. Заявка, переданная с помощью средств электронной и/или факсимильной связи, имеет юридическую силу. Для выполнения и/или организации выполнения транспортно-экспедиционных услуг заявка должна содержать всю необходимую для этого информацию, в том числе: количество и вид подвижного состава, станция отправления, наименование грузоотправителя, характер груза, его объем, массу (вес), потребность клиента в дополнительных услугах и другие условия. Плановая (ориентировочная) заявка подается на календарный месяц не менее чем за 10 календарных дней до начала месяца. Разовые заявки подаются не менее чем за 15 календарных дней до даты оказания услуг. Погрузка грузов и подвижной состав, а также выгрузка из него осуществляется силами и за счет средств клиента (грузоотправителя, грузополучателя). Оборудование, материалы и иные приспособления, необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов, предоставляются клиентом. Экспедитор по просьбе клиента (указание в заявке) может осуществить погрузку/выгрузку груза своими силами и с использованием необходимых оборудования, материалов и приспособлений с оплатой данных услуг в порядке, предусмотренном пунктом 3.5 договора. При оказании услуг по приему подвижного состава с грузом клиента на железнодорожных станциях, экспедитор информирует клиента о прибытии подвижного состава с грузом, раскредитовывает перевозочные документы, принимает подвижной состав от станции железной дороги и передает его клиенту. Услуги экспедитора по приему подвижного состава считаются выполненными с момента передачи подвижного состава клиенту с исправными ЗПУ. Каждые 15 календарных дней экспедитор предоставляет клиенту отчет о проделанной работе (количестве прибывшего, раскредитованного, оформленного подвижного состава), а также выписывает акт выполненных работ/оказанных услуг и счет-фактуру, и выставляет счет, который клиент в 3-хдневный срок обязуется принять и рассмотреть. Экспедитор обязуется обеспечивать своевременную подачу подвижного состава в пункт погрузки/выгрузки и принять/выдать подвижной состав в согласованное сторонами время. Клиент обязуется в сроки, предусмотренные пунктами 2.3, 2.4 договора, направить экспедитору надлежащим образом оформленную заявку на организацию перевозки груза, выдать доверенность и предоставить экспедитору все необходимые документы, относящиеся к грузу, а также информацию о свойствах груза, особых условиях его перевозки и иные сведения, необходимые экспедитору для исполнения договора. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза: в случае оказания услуг по отправке подвижного состава - с момента приема к перевозке загруженного и опломбированного подвижного состава до момента передачи его станции железной дороги; в случае оказания услуг по приему от станции железной дороги подвижного состава - с момента приема подвижного состава за исправными пломбами на станции назначения до момента передачи подвижного состава клиенту (или иному указанному клиентом третьему лицу) под выгрузку. В случае неисполнения принятых на себя обязательств по обеспечению грузоотправителей собственным или арендованным подвижным составом, экспедитор возмещает клиенту уплаченный клиентом ОАО "РЖД" штрафы. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 июня 2014 года (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.7, 2.10, 3.7, 4.1.2, 4.3.1, 5.2, 5.8, 7.2 договора).
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 к договору транспортной экспедиции N 04ЛКЗ/13/0259 от 01.06.2013 стоимость услуг по прибытию (приемки/отправки) грузов составили 1 100 руб. за ед. товара (с НДС). Указанным дополнительным соглашением стороны также согласовали отнесение к оказываемым по договору транспортно-экспедиционным услугам следующих услуг: услуги по отправлению грузов (подавать станции железной дороги заявки на отправление подвижного состава с грузом клиента, принимать от клиента груженный подвижной состав, сдавать подвижной состав станции железной дороги, заполнять транспортные железнодорожные накладные и комплект перевозочных документов, оплачивать стоимость перевозок и дополнительных сборов железной дороге, получать от станции железной дороги документы, подтверждающие прием подвижного состава с грузом к перевозке и ее оплату и т.д.); услуги по прибытию (приемке) грузов (раскредитовывать документы на прибывший в адрес экспедитора подвижной состав с грузом клиента, информировать клиента о прибытии грузов, принимать подвижной состав с грузом со станции железной дороги, сдавать подвижной состав клиенту, обеспечивать возврат подвижного состава после выгрузки железной дороге и т.д.); информационные услуги (уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес, уведомление о продвижении груза и подходе к станции назначения, слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения, уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю и т.д.).
Во исполнение данного договора транспортной экспедиции истцу были поданы вагоны: 11.11.2013 - N 21529821, 08.11.2013 - N 21562152, 11.11.2013 - N 21535414, которые возвращены с просрочкой, в связи с чем АО "ЛКЗ" был начислен штраф.
Уплатив штраф открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") платежным поручением N 6693 от 03.12.2013 на сумму 44 251 руб. на основании счета N 0000010000000670/1100001477 от 25.11.2013, считая, что он начислен вследствие несвоевременного совершения действий по возврату вагонов, которые ответчик, как экспедитор, должен был самостоятельно совершать, АО "ЛКЗ" направило в адрес ответчика претензию N 01-03-5/01 от 10.01.2014 о необходимости возвещения уплаченных штрафных санкций, которая оставлена ООО "УЛК" без ответа.
Полагая, что выплаченный штраф является для истца убытками, возникшими по вине экспедитора, АО "ЛКЗ" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассматривая настоящее дело по правилам статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 15 настоящего Кодекса.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, истец как лицо, требующее возмещения убытков в судебном порядке, должен был доказать суду нарушение своего права, наличие и размер понесённых убытков, причинную связь между возникшими убытками и противоправным поведением ответчика.
При этом следует отметить, что для удовлетворения требований истца необходимо установление совокупности указанных условий. Недоказанность наличия хотя бы одного условия исключает возможность признания требований истца обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусмотрено, что экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции (пункт 1 статьи 4). Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора) (пункт 1 статьи 5).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 803 ГК РФ).
В данном случае противоправность действия ответчика истец усматривает в нарушении им предусмотренных договором обязанностей в рамках оказания транспортно-экспедиционных услуг по приемке грузов, а именно обеспечивать возврат подвижного состава после выгрузки железной дороге.
В свою очередь, возражая против предъявленных исковых требований, ответчик указывает, что истец не учел особенностей возврата вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД" и не указал в соответствующей заявке необходимость совершения ответчиком действий по их своевременному возврату. В связи с этим полагает, что такая обязанность у ответчика не возникла.
Как указано выше, стороны в пункте 2.1 договора транспортной экспедиции N 04ЛКЗ/13/0259 от 01.06.2013, определили, что конкретный объем транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозками груза, определяются сторонами на основании поданных клиентом плановых и разовых заявок.
Утверждение истца о том, что между сторонами сложились взаимоотношения, в ходе которых на протяжении всего срока действия договора подача заявок на отправку порожних вагонов проводилась посредством телефонной связи с сообщением всей необходимой информации, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе не отменяет предусмотренной договором необходимости согласования конкретного объема действий экспедитора в допускаемых законом и соглашением сторон формах.
Доказательства своевременного направления соответствующей заявки, содержащей поручение экспедитору об обеспечении возврата указанных выше вагонов, либо согласование с ним соответствующих действий в иных формах, в материалах дела отсутствуют. Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель истца, телефонограммы не оформлялись.
Ответчик получение такой заявки либо согласование с ним в ином порядке действий по обеспечению возврата данных вагонов отрицает.
Тот факт, что ООО "УЛК" оформляло приёмку спорных вагонов, не свидетельствует о его осведомлённости о конкретных сроках выгрузки вагонов силами АО "ЛКЗ" и достаточности у него информации для оформления пересылочной накладной на возврат порожних вагонов.
Во взаимоотношения с перевозчиком ответчик вступал исключительно по заданию АО "ЛКЗ", что согласовано сторонами в договоре транспортной экспедиции.
При таких обстоятельствах, верно установив, что в отсутствии согласованного между сторонами настоящего спора конкретного объема транспортно-экспедиционных услуг, включающего в себя обязательство ответчика обеспечить возврат вышеуказанных вагонов, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб., в связи с отказом в её удовлетворении, относятся на истца в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2014 по делу N А46-15950/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15950/2014
Истец: ОАО "Лузинский комбикормовой завод"
Ответчик: ООО "Универсальная логистическая компания"