г.Киров |
|
04 мая 2006 г. |
Дело N А29-6359/05А |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Немчаниновой М.В.
судей: Черных Л.И., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Немчаниновой М.В.
Рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.12.05г. по делу N А29-6359/05А, принятое судьей Кочерга М.Ю. по заявлению
МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми
о признании частично недействительными требований N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г.
при участии в заседании:
от заявителя - Белых А.Н. по доверенности от 01.01.06г., Раевский Д.И. по доверенности от 01.01.06г.,
от налогового органа - Бердникова Н.Т. по доверенности от 15.08.05г., Кедерова Н.В. по доверенности от 11.01.06г.
установил:
МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" (с учетом уточнения заявленных требований) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми о признании недействительными требований N 87721 от 04.03.05г. в части взыскания пени по налога на общую сумму 700 963 руб. 30 коп. и N 93798 от 12.05.05г. в части взыскания пени по налога на общую сумму 2 967 945 руб. 78 коп., обязать налоговый орган отозвать инкассовые поручения на уплату пени в указанных суммах и обязать налоговый орган произвести зачет частично уплаченной пени.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.12.05г. требования заявителя удовлетворены частично. Требований N 87721 от 04.03.05г. в части взыскания пени по налога на общую сумму 700 963 руб. 30 коп. и N 93798 от 12.05.05г. в части взыскания пени по налога на общую сумму 2 967 945 руб. 78 коп. признаны судом недействительными. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Коми, не согласившись с решением суда от 20.12.05г., в части признания недействительными требований об уплате пени, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми в указанной части и отказать Муниципальному предприятию в удовлетворении заявленных требований. При этом Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Коми считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы считает, что в решении Арбитражного суда Республики Коми не указаны мотивы, по которым суд не принял доводы налогового органа в обосновании своих возражений и по которым отверг доказательства налогового органа, обосновывающие правомерность начисления пени. Заявитель жалобы также не согласен с выводами суда, что спорные требования не соответствуют по своей форме и содержанию ст.69 НК РФ. Заявитель жалобы считает, что представил в суд все доказательства, на основании которых суд первой инстанции имел возможность установить обоснованность начисления пени. Неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального права, по мнению заявителя жалобы, явились причиной принятия Арбитражным судом Республики Коми незаконного решения. В связи с этим, заявитель жалобы просит отменить решение суда от 20.12.05г. в оспариваемой части.
Представители МУП не согласны с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми в адрес МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" были направлены требования N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г., в соответствии с которыми налогоплательщику предлагалось уплатить соответствующие налоги и пени.
МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" не согласившись с требованием N 87721 от 04.03.05г. в части взыскания пени по налогам на общую сумму 700 963 руб. 30 коп. и с требование N 93798 от 12.05.05г. в части взыскания пени по налогам на общую сумму 2 967 945 руб. 78 коп. обратилось в арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании указанных ненормативных актов налогового органа недействительными. При этом заявителем оспаривалось доначисление пени по НДС в размере 573 881 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль в размере 43 141 руб. 44 коп., пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 2 784 859 руб. 35 коп. и пени по страховым взносам в ТФОМС в размере 267 027 руб. 27 коп.
Удовлетвряя заявленные требования суд I инстанции пришел к выводу, что из оспариваемых документов не ясно и невозможно установить на какую сумму несвоенвременно уплаченного налога и за какой период начислены пени, налоговый орган не представил суду полный расчет задолженности и начисления пени, оспариваемые требования вынесены с нарушением требований, предусмотренных ст.69 НК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик в силу п.1 ст.75 НК РФ должен выплатить пени.
В п.2 ст.75 НК РФ предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а так же мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3 ст.75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанности налогоплательщика уплатить налог (п.4 ст.69 НК РФ).
Суд апелляционной инстанции, оценив оспариваемые требования, пришел к выводу о том, что они содержат все необходимые сведения предусмотренные ст.69 НК РФ. В оспариваемых требованиях указан срок уплаты пени, размер пеней по видам налоговых платежей, начисленных на момент направления требования, срок исполнения требования, а так же меры по взысканию пени и обеспечению исполнения обязанности по уплате пени, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что достаточных оснований для признания требования недействительным по формальным признакам у суда I инстанции не имелось.
Статьей 69 НК РФ не установлена обязанность для налогового органа указывать период начисления пени, поэтому выводы суда I инстанции в данной части являются ошибочными.
Суд апелляционной инстанции установил, что вывод суда I инстанции о том, что налоговый орган не представил суду полный расчет задолженности и начисления пеней, в соответствии с которым можно было бы установить сумму, предъявляемую предприятию ко взысканию, противоречит материалам и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и данное обстоятельство подтвердили представители сторон в суде апелляционной инстанции, спорные суммы пени по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам в Пенсионный фонд и ТФОМС начислены на сумму недоимки, которая вышла из реструктуризации на основании решения налогового органа о прекращении действия решения о реструктуризации в государственные внебюджетные фонды от 31.10.03г. и решения о прекращении действия реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам от 30.10.03г. При этом сторонами не оспаривается размер недоимки, на которую начисляются пени, что стороны отразили в своих письменных пояснениях от 10.04.06г. и от 04.05.06г.
Как следует из материалов дела, расчетов пени по спорным налогам и страховым взносам, отзыва на апелляционную жалобу, МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" не оспаривается то обстоятельноство, что пеня на спорные платежи начислена правильно, так как их своевременная уплата не была произведена налогоплательщиком. Однако, спор между сторонами заключается в том с какого момента следует начислять пени. При этом, налогоплательщик считает, что пени по НДС и налогу на прибыль следует начислять с 30.10.03г. (основание п.13 приказа МНС РФ от 21.06.01г.), а по страховым взносам в Пенсионный фонд и ТФОМС с 31.10.03г., т.е. с момента отмены решения о прекращении реструктуризации. По мнению налогового органа, пени по НДС и налогу на прибыль следует начислять с 01.10.03г. (основание п.12 приказа МНС РФ от 21.06.01г.), а по страховым взносам в Пенсионный фонд и ТФОМС с 01.01.03г., т.е. с момента вынесения решения о реструктуризации.
Суд апелляционной инстанции по данному вопросу установил следующее.
В соответствии с п.7 "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержденного постановлением правительства РФ N 1002 от 03.09.99г. организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.99г.
В пункте 8 указанного Порядка установлено, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных в его пункте 7, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении действия права на реструктуризацию.
В соответствии с п.12,13 Правил, утвержденных приказом МНС РФ N БГ-3-10/191 от 21.06.01г. и принятых во исполнение постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.99г. установлено, что в случае если организация не соблюдает график погашения задолженности, она утрачивает право на реструктуризацию задолженности, начисная с 1-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором нарушен график. В данном случае налоговый орган принимает решение о прекращении действий реструкьтуризации и с указанной даты возобновляется начисление пени и применяются все предусмотренные законодательством РФ меры принудительного взыскания.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расчет пени по НДС и налогу на прибыль в рассматриваемой ситуации необходимо начислять с 30.10.03г., т.е. с момента принятия налоговым органом решения о прекращении действия реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам.
Постановлением Правительства РФ N 699 от 01.10.01г. "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года" утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года.
Согласно абзацу 1 п.5 указанного Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства РФ N 699 от 01.10.01г.
Пункт 6 Порядка устанавливает, что в случае утраты организацией права на реструктуризацию задолженности налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации и принятии предусмотренных законом мер по взысканию задолженности. При этом п.5 Порядка предусмотрено сохранение права на реструктуризацию после ее прекращения при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расчет пени по страховым взносам в Пенсионный фонд и ТФОМС в рассматриваемой ситуации необходимо начислять с 01.10.03г., т.е. с момента возникновения нарушений условий реструктуризации.
Сторонами суду представлен совместный расчет пени по НДС, налогу на прибыль начисная с 30.10.03г. и по страховым взносам в Пенсионный фонд, ТФОМС начиная с 01.10.03г., согласно которому пеня по НДС составляет 698 106 руб. 39 коп., по налогу на прибыль - 70 202 руб. 05 коп., по страховым взносам в Пенсионный фонд - 2 135 911 руб. 72 коп., по страховым взносам в ТФОМС - 207 066 руб. 88 коп. и именно в этом размере пени должны быть указаны в оспариваемых требованиях N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г. С данным расчетом обе стороны согласны, что нашло свое отражение в письменных пояснениях сторон от 10.04.06г. и от 04.05.06г.
Как указывалось выше МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" оспаривались требованиям N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г. в части взыскания пени по НДС в размере 573 881 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль в размере 43 141 руб. 44 коп., пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 2 784 859 руб. 35 коп. и пени по страховым взносам в ТФОМС в размере 267 027 руб. 27 коп.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда Республики Коми от 20.12.05г. в части признания недействительными требований N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г. об уплате пени по НДС в размере 573 881 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль в размере 43 141 руб. 44 коп., пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 2 135 911 руб. 72 коп., пени по страховым взносам в ФОМС РФ в размере 207 066 руб. 88 коп. подлежит отмене, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, подпунктом 3 пункта 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Республики Коми от 20.12.05г. по делу N А29-6359/05А в части признания недействительными требований N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г. об уплате пени по НДС в размере 573 881 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль в размере 43 141 руб. 44 коп., пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 2 135 911 руб. 72 коп., пени по страховым взносам в ФОМС РФ в размере 207 066 руб. 88 коп. отменить.
МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными требований N 87721 от 04.03.05г. и N 93798 от 12.05.05г. в части предложения уплатить пени по НДС в размере 573 881 руб. 02 коп., пени по налогу на прибыль в размере 43 141 руб. 44 коп., пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 2 135 911 руб. 72 коп., пени по страховым взносам в ФОМС РФ в размере 207 066 руб. 88 коп.
В остальной части решение арбитражного суда Республики Коми от 20.12.05г. по делу N А29-6359/05А оставить без изменения.
Взыскать с МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта" в федеральный бюджет 1 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
М.В.Немчанинова |
Судьи |
Л.И.Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6359/2005
Истец: МУП "Горжилфонд" МО "Город Ухта"
Ответчик: МРИ ФНС РФ N 3 по РК
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-382/06