08 августа 2006 г. |
Дело N А29-2559/06А |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Лобановой Л.Н.,
судей: Черных Л.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н.,
при участии в заседании:
представителя Общества: Ермакова Э.Г. - по доверенности от 30.12.2005 г.,
представителей Инспекции: Сидорова Т.Л. - по доверенности N 07-27 от 01.06.2006 года,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2006 года по делу N А29-2559/06А, принятое судьей Т.И. Галаевой, по заявлению
ОАО "Шахта "Воргашорская"
к Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании недействительным требования об уплате налога,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахта "Воргашорская" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми об уплате налога от 12.12.2005 г. N 576.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2006 года требования ОАО "Шахта "Воргашорская" удовлетворены частично. Требование налогового органа признано недействительным в части доначисления обществу пени в сумме 3 589 727 руб. 68 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, не согласившись с решением суда от 19.05.2006 года, обратилась в суд с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, а именно пункта 9 статьи 46, пунктов 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672 угледобывающим организациям предоставлено право на проведение реструктуризации задолженности по налогам и сборам, образовавшейся по состоянию на 01.07.2003 г., и задолженности по пеням, начисленным на указанную сумму задолженности по состоянию на 01.01.2005 г., спорная сумма задолженности была начислена за период с 05.07.2005 г. по 27.11.2005 г.; реструктуризация задолженности не может рассматриваться в качестве форм изменения срока уплаты налога, предусмотренных главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации, так как устанавливает совершенно иной порядок погашения долговых обязательств перед бюджетом. Ввиду неисполнения Обществом обязанности по уплате единого социального налога Инспекцией правомерно в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации произведено начисление пени за период с 05.07.2005 г. (с момента возбуждения исполнительного производства) по 27.11.2005 г. (до принятия решения о реструктуризации задолженности). В связи с этим, заявитель жалобы просит отменить решение арбитражного суда.
Считает, что меры принудительного взыскания недоимки по налогу предшествовали принятию мер принудительного взыскания в отношении сумм пени, начисленной на вышеуказанную задолженность.
ОАО "Шахта "Воргашорская" в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами налогового органа, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года" 26.12.2005 года Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми было принято решение N 9 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" ОАО "Шахта "Воргашорская", в том числе по единому социальному налогу.
Из представленных в суд расчетов следует, что в сумму пени по требованию N 576 были включены суммы пени по единому социальному налогу, начисленные на сумму недоимки по этому налогу, образовавшуюся по состоянию на 01.07.2003 года и попавшей под реструктуризацию задолженности. Так в указанном выше требовании пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, указаны в размере 3 933 576 руб. 01 коп., тогда как сумма пени по налогу, не попавшему под реструктуризацию, составила лишь 737 243 руб. 09 коп. Сумма пени по единому налогу, исчисленному в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, указана в требовании от 12.12.2005 года в размере 20 019 руб. 67 коп. и является суммой пени по единому социальному налогу, начисленных на сумму недоимки по этому налогу, образовавшуюся по состоянию на 01.07.2003 года и попавшему под реструктуризацию задолженности. Пени по единому социальному налогу, исчисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования указана в обжалуемом требовании в сумме 582 443 руб. 82 коп. Однако, пени, начисленные на сумму недоимки по налогу, образовавшейся после 01.07.2003 года, составляет всего 209 068 руб. 73 коп.
Не согласившись с указанным требованием, ОАО "Шахта "Воргашорская" обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался пунктом 1 статьи 3, пунктами 2, 3, 7 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 3 статьи 48, статьями 69, 70, пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5. При этом суд исходил из того, что истечение срока, установленного в требовании об уплате налога, для его исполнения предполагает необходимость совершения налоговым органом определенных действий (вынесение решения о взыскании, обращения в суд), возможность совершения которых ограничена пресекательными сроками. Учитывая положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание пени может быть произведено либо после полного погашения задолженности в соответствии с условиями реструктуризации, либо после утраты налогоплательщиком права на реструктуризацию. Так как единый социальный налог налогоплательщиком не уплачен, а у налогового органа отсутствуют основания для принудительного взыскания налога, направление требования об уплате пени, неисполнение которого предполагает вынесения решения о взыскании (такое решение принято налоговым органом 11.07.2003 года), неправомерно. Данное решение было отменено 14.03.2005 года в связи с принятием решения о реструктуризации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить пени.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно статье 61 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (пункты 3, 4 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672 предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 01 июля 2003 года и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года.
Реструктуризация задолженности, осуществляемая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога.
Согласно принятому на основании названного Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми решению от 26.12.2005 года N 9 о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, ОАО "Шахта "Воргашорская" обязано погашать задолженность по единому социальному налогу путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение 2006-2012 годов.
Как видно из материалов дела, установлено в суде первой инстанции и не оспаривается сторонами, решение налогового органа от 26.12.2005 года N 9 о реструктуризации задолженности ОАО "Шахта "Воргашорская" выполняется, сроки уплаты платежей, установленные графиком погашения задолженности, не нарушаются, решение о прекращении реструктуризации налоговым органом не принималось.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672 со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктуризируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что оспариваемое требование от 12.12.2005 года N 576 содержит сумму пени в размере 3 589 727 руб. 68 коп., начисленную на задолженность ОАО "Шахта "Воргашорская" по единому социальному налогу, образовавшуюся до 01 июля 2003 года, включенную в график погашения задолженности в соответствии с решением о реструктуризации от 26.12.2005 года N 9, и не погашенную в связи с не наступлением срока уплаты налога, установленных графиком погашения задолженности, основания для применения мер принудительного взыскания налога у налогового органа отсутствуют.
Таким образом, требование от 12.12.2005 года N 576 в части 3 589 727 руб. 68 коп. вынесено налоговым органом с нарушением пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г., то есть после принятия решения о реструктуризации. Неисполнение требования от 12.12.2005 г. N 576 об уплате задолженности по пеням в размере, указанном выше, в соответствии со статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает применение мер принудительного исполнения обязанности по их уплате, что также недопустимо в силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 г. N 672.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно ссылается на пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сумма единого социального налога, за просрочку уплаты которой налоговым органом начислены пени, не уплачена ОАО "Шахта "Воргашорская" и в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке не взыскана, не предлагается к уплате одновременно с пеней, основания для ее принудительного взыскания отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требование от 12.12.2005 г. N 576 правомерно признано судом первой инстанции недействительным в части взыскания пени по единому социальному налогу в сумме 3 589 727 руб. 68 коп.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции от 19.05.2006 года не имеется, нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции не допущено, решение суда отвечает требованиям действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, следовательно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Расходы по государственной пошлине следует отнести на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от ее уплаты, она взысканию с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2006 года по делу N А29-2559/06А оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в оспариваемой части - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
Л.И. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2559/2006
Истец: ОАО "Шахта "Воргашорская"
Ответчик: МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК