г. Москва |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А41-81957/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - Нифатова И.В., представитель по доверенности от 10.03.2015 N 48-Д.
от ООО "Колбасный завод ИРМИТ" - представитель не явился, извещён надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2015 по делу N А41-81957/14, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колбасный завод ИРМИТ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колбасный завод ИРМИТ" (далее - ООО "Колбасный завод ИРМИТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) о признании незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, стр. 9Б, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 29.09.2014 N 12/059/2014-413 и обязании управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Колбасный завод ИРМИТ" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, стр. 9Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.03.2015 по делу N А41-81957/14 признан незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, стр. 9Б, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 29.09.2014 N 12/059/2014-413. Суд обязал управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Колбасный завод ИРМИТ" на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, стр. 9Б. С управления в пользу ООО "Колбасный завод ИРМИТ" взысканы судебные расходы по госпошлине в размере 4000 рублей (л.д. 195-201).
Не согласившись с решением суда первой инстанции управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Колбасный завод ИРМИТ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, повторно исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.05.2014 ООО "Колбасный завод ИРМИТ" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на здание водозаборного узла, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, Осташковское шоссе, д. 59, стр. 9Б в соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 137).
В подтверждение создания заявленного к регистрации объекта недвижимости обществом были представлены установленные пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) документы, а именно декларация, содержащая описание заявленного к регистрации имущества, а также договор аренды земельного участка, на котором построено заявленное к регистрации имущество.
Уведомлением от 10.06.2014 государственная регистрация была приостановлена с предложением представить дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации. Регистратором указано, что представленная на государственную регистрацию и заявленная в качестве правоустанавливающего документа декларация об объекте недвижимого имущества от 25.05.2014 не соответствует требованиям действующего законодательства - приказу Министерства экономического развития РФ от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" в части указания названия объекта, реквизитов и наименования юридического лица (л.д. 12-14).
Согласно данным ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090228:0021, принадлежащий обществу на праве собственности, расположен на землях населенных пунктов и предоставлен для размещения канализационно-насосной станции, водозаборного узла и объектов розничной торговли. Указанный вид разрешенного использования является самостоятельным видом и не попадает под предусмотренные положениями ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ виды разрешенного использования. Кроме того, как указано регистратором, в кадастровом номере участка имеется ошибка.
Сообщением от 29.09.2014 N 12/059/2014-413 управление отказало в государственной регистрации права (л.д. 6-7).
ООО "Колбасный завод ИРМИТ", считая отказ управления в государственной регистрации права собственности на здание нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа управления в государственной регистрации права собственности ООО "Колбасный завод ИРМИТ" на здание, выраженного в письме от 29.09.2014 N 12/059/2014-413, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно ст. 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В порядке, установленном статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ, осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно материалам дела отказ в регистрации права основан на пункте 1 статьи 20 Закона, из которого следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на здание водозаборного узла как объекта вспомогательного назначения, на создание которого не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
ООО "Колбасный завод ИРМИТ" на государственную регистрацию права собственности объекта вспомогательного использования представило декларацию об объекте недвижимого.
Согласно письму от 29.09.2014 N 12/059/2014-413 управление отказало в государственной регистрации права на том основании, что земельный участок, на котором расположено спорное имущество, имеет вид разрешенного использования: для размещения канализационно-насосной станции, водозаборного узла и объектов розничной торговли, в связи с чем не подпадает под предусмотренные положениями статьи 25.3 Закона о регистрации виды разрешенного использования, кроме того представленная на государственную регистрацию и заявленная в качестве правоустанавливающего документа декларация об объекте недвижимого имущества от 26.05.2014 не соответствует требованиям действующего законодательства - приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" в части указания названия объекта, реквизитов и наименования юридического лица.
Применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.5 Закона о регистрации не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что декларация, поданная заявителем при заявлении к государственной регистрации права собственности на вышеуказанное здание, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 и содержит описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости.
Указанное здание соответствует пункту 10 статьи 4 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и утвержденному Приказу Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования".
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что декларация не соответствует требованиям действующего законодательства - Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" в части указания названия объекта, реквизитов и наименования юридического лица отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Основанием к отказу также явилось несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, не подпадающего под форму оформления в упрощенном порядке прав на недвижимое имущество, требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090228:0021, расположенным по адресу: Московская область, Мытищинский район, городское поселение Мытищи, д. Бородино, что подтверждается свидетельством о собственности для целей размещения водозаборного узла и РТП.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 5 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 утверждена форма декларации, предусматривающая внесение в графу "правообладатель объекта недвижимого имущества" сведения о юридическом лице.
Таким образом, с учетом пункта 10 статьи 4 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и утвержденного Приказа Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" указанное имущество является объектом вспомогательного использования.
На основании пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.02.2012 N 14-910-ГЕ указано, что регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, в том числе здания пониженного уровня ответственности, для строительства которого в соответствии со статьей 51 ГрК РФ не требуется разрешения на строительство, производится в соответствии с порядком, установлено статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ, при этом не предъявляются какие либо требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Допущенная опечатка в кадастровом номере земельного участка не может влечь отказ в государственной регистрации права, поскольку действующее законодательство не предъявляет требований к земельному участку, с учетом того, что регистратор указал правильный кадастровый номер участка, и исходил при своем отказе из его разрешенного использования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа управления в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, стр. 9Б, выраженного в сообщении от 29.09.2014 N 12/059/2014-413.
В связи с изложенным, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы управления, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2015 года по делу N А41-81957/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81957/2014
Истец: ООО "Колбасный завод "Ирмит"
Ответчик: Мытищинский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Мытищинский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области