15 ноября 2006 г. |
Дело N А29-11728/05-2э |
Резолютивная часть постановления была оглашена 9 ноября 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2006 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Тетервака,
судей Т.М. Дьяконовой, О.П. Кобелевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Тетерваком,
при участии:
от истца и 3-го лица: Тиранов А.Е., доверенность от 08.11.06г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 3 апреля 2006 года по делу N А29-11728/05-2э,
принятого судьей Полтавец Г.В.
по исковому заявлению ГУП Республики Коми "Сыктывдинский"
К ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский",
ОАО Молочный завод "Сыктывкарский",
Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Коми,
С участием Прокурора Республики Коми
3 лицо: Агентство Республики Коми по управлению имуществом
о признании учредительного договора, устава недействительными, признания недействительной государственной регистрации
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 3 апреля 2004 г. были удовлетворены исковые требования ГУП РК "Сыктывдинский" о признании о признании недействительными учредительного договора о создании ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский", подписанного 6 июля 2004 г. между ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" и ГУП РК "Сыктывдинский" о создании ОАО "Агропромышленный холдинг Сыктывкарский" в части вхождения истца и внесения имущества в уставный капитал акционерного общества в размере 48061764 руб., устава ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" в этой же части, о признании недействительной государственной регистрации ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский".
Суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований в части применения последствий недействительности сделки по внесению истцом в уставный капитал акционерного общества "Агропромышленный холдинг" Сыктывкарский" имущества.
ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" не согласен с решением суда, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, а в удовлетворении исковых требований отказать.
ГУП РК "Сыктывдинский", Прокуратура Республики Коми, Агентство Республики Коми по управлению имуществом, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласились, решение суда просили оставить в силе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу указала, что регистрация юридического лица произведена правомерно.
ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" отзыва на апелляционную жалобу не представил, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.
Изучив представленные суду материалы, суд апелляционной инстанции не видит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом суд исходит из следующего.
ГУП РК "Сыктывдинский" было реорганизовано на основании распоряжения Республики Коми от 29 марта 2004 г. N 129-р, устав данного предприятия был утверждён Министерством имущественных отношений Республики Коми 21 апреля 2004 г., а по акту от 29 апреля 2004 г. был составлен и подписан акт приёма-передачи движимого и недвижимого имущества на общую сумму 69628467 руб. данному предприятию (т. 1 л.д. 113). Предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29 апреля 2004 г.
6 июля 2004 г. между ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" и ГУП РК "Сыктывдинский" был подписан учредительный договор о создании ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" с уставным капиталом 96123529 руб.
Акции данного общества распределяются между акционерами следующим образом: ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" 48061765 акций по 1 рублю, ГУП РК "Сыктывдинский" - 48061764 акций.
Истец вносит в уставный капитал имущество на общую сумму 48061764 руб., а ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" - 12000000 руб., а также имущество на сумму 36061765 руб.
Акт передачи имущества ГУП РК "Сыктывдинский" в счет оплаты акций ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" был подписан 9 июля 2004 г.(т. 1 л.д. 19).
Данная передача имущества является незаконной, противоречащей действующему законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации " О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
В соответствии с Уставом государственного унитарного предприятия Республики Коми "Сыктывдинский" (п. 1.4) предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. Функции учредителя предприятия от имени Республики Коми осуществляет Министерство имущественных отношений Республики Коми.
Пунктами 3.1 и 3.2 устава предприятия предусмотрено, что его имущество находится в государственной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения на имущество возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением Минимущества Республики Коми.
Пункт 3.8 устава предприятия предусматривает, что предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также имуществом, подлежащим государственной регистрации (автотранспорт и др.), без согласия Минимущества Республики Коми. Остальным имуществом, закреплённым за предприятием, оно вправе распоряжаться самостоятельно в соответствии с договором о закреплении государственного имущества Республики Коми на праве хозяйственного ведения, заключенного между предприятием и Минимуществом Республики Коми.
В соответствии с пунктом 3.1 договора о закреплении за ГУП РК "Сыктывдинский" государственного имущества Республики Коми на праве хозяйственного ведения, подписанного 24 мая 2004 г., запрещается распоряжение любым имуществом предприятия без согласия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми.
Анализ представленных в материалы дела писем Агентства Республики Коми от 20 января 2005 г. (т.1 л.д. 27), от 5 июля 2004 г. (т. 2 л.д. 56), от 22 июля 2004 г. (т. 2 л.д. 58), от 2 августа 2004 г. (т. 2 л.д. 57) позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что оно не давало своего согласия на передачу имущества предприятия в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский".
Кроме того, из материалов дела следует, что право хозяйственного ведения ГУП РК "Сыктывдинский" на объекты недвижимости в установленном законом порядке (ст. 131 ГК РФ, ст. ст. 2, 4 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") не было зарегистрировано. Исходя из положений ст. ст. 131, 218, 223, 294 ГК РФ право хозяйственного ведения у предприятия на недвижимое имущество, переданное ему собственником (учредителем) возникает с момента государственной регистрации данного права. Поскольку право хозяйственного ведения ГУП РК "Сыктывдинский" на недвижимое имущество не было зарегистрировано, то у предприятия такое право не возникло.
Таким образом, передача недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" произведена с нарушением требований действующего законодательства и лицом, не имеющим прав на данное имущество.
Наряду с недвижимым имуществом ГУП РК "Сыктывдинский" акционерному обществу "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" передало также движимое имущество, в том числе крупный рогатый скот.
Передача автотранспортной техники предприятием произведена с нарушением требований п. 3.8 устава, без согласия Агентства Республики Коми по управлению имуществом.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершённые государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Пунктом 3.2 договора от 24.05.04г. о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения предусмотрено, что движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ действия предприятия по распоряжению закреплённым за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия, в том числе и осуществлённые в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ, по отчуждению закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием (п. 9 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Большая часть движимого имущества, переданного ГУП РК "Сыктывдинский" в хозяйственное ведение предприятия было передано в уставный капитал ответчика ( список имущества, оставшегося у предприятия - т. 1 л.д. 147). Тем самым предприятие было фактически лишено возможности осуществлять в полном масштабе ту деятельность, ради которой оно было создано.
Доказательств того, что предприятие может осуществлять уставную деятельность с оставшимся в его распоряжении имуществом, суду представлено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что участие ГУП РК "Сыктывдинский" в качестве учредителя ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" с внесением в уставный капитал этого общества движимого и недвижимого имущества является незаконным, ничтожным.
В связи с этим суд обоснованно признал ничтожными как учредительный договор, так и устав созданного акционерного общества в части вхождения в него в качестве учредителя ГУП РК "Сыктывдинский" и внесения в уставный фонд движимого и недвижимого имущества.
Суд первой инстанции обоснованно признал недействительной государственную регистрацию ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский", поскольку данное акционерное общество создано с нарушением положений ст. ст. 8,9,10,11 Федерального закона Российской Федерации "Об акционерных обществах", все эти нарушения носят неустранимый характер.
Учитывая, что движимое и недвижимое имущество, перечисленное в акте приёма-передачи от 9 июля 2004 г. находится у истца, то оснований для применения реституции, возврате имущества, полученного ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" от истца, нет.
Таким образом, решение суда принято на основании полного и всестороннего исследования материалов дела. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Определением арбитражного суда от 11 мая 2006 г. ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" при обращении в суд с апелляционной жалобой была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с данного акционерного общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 3 апреля 2006 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Агропромышленный холдинг" Сыктывкарский" без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11728/2005
Истец: ГУП РК "Сыктывдинский"
Ответчик: МРИ ФНС России N1 по РК, ОАО "Агропромышленный холдинг "Сыктывкарский", ОАО Молочный завод "Сыктывкарский"
Третье лицо: Агенство РК по управлению имуществом, Прокуратура РК