07 сентября 2006 г. |
Дело N А82-18830/2005-35 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Караваевой А.В., судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования (заявитель по делу)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09 июня 2006 г. по делу N А82-18830/2006-35, принятое судом в лице судьи Чистяковой О.Н.
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Ярославской области
к Администрации Ростовского муниципального округа Ярославской области,
третье лицо: Департамент финансов Ярославской области
о взыскании 3 387 743 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ростовского муниципального округа Ярославской области (далее - Администрация) о взыскании 3 387 743 руб., в том числе 3 113 000 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2004 год и 274 743 руб. пени за несвоевременную их уплату.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09 июня 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При вынесении решения суд руководствовался статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", пунктами 5, 7, 8, 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.01.1993 N 4543-1 и пунктами 13, 14 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров Правительства РФ от 11.10.1993 г. N 1018. При этом суд пришел к выводу о пропуске Фондом пресекательного срока, установленного налоговым законодательством, для взыскания спорной суммы. Срок исковой давности исчислен судом с 26.12.2004 года.
Фонд с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель утверждает, что нормы налогового законодательства нельзя распространять на правоотношения по сбору страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Кроме того, по мнению заявителя, исчисление срока исковой давности следует производить с момента проведения документальной проверки - 20.06.2005 г., а не с 26.12.2004 г. - срока уплаты страховых платежей за 2004 год.
Заявитель жалобы и лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация и третье лицо не согласны с доводами апелляционной жалобы, считают, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, оснований для изменения или отмены решения суда не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых, законных оснований для отмены решения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с утвержденным бюджетом на 2004 год Администрация Ростовского муниципального округа должна была перечислить в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения 4 609 000 руб.
Актом документальной проверки от 20.06.2005 г. N 3 своевременности и полноты перечисления Администрацией Ростовского муниципального округа страховых взносов на ОМС неработающего населения установлено, что Администрацией выполнены обязательства в сумме 1 496 000 руб. Задолженность по страховым взносам на 01.01.2005 г. составила 3 113 000 руб. На данную сумму начислена пеня в сумме 274 743 руб.
09.11.2005 г. Администрации направлено требование N 2546 об уплате задолженности за 2004 год и пени. Добровольно требование не было исполнено, в связи с чем, 19.12.2006 г. Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о принудительном взыскании указанных сумм. Решением суда отказано в удовлетворении требований по указанным выше основаниям.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
Бюджетом Ростовского МО на 2004 год, утвержденным решением Думы Ростовского муниципального округа от 29.12.2003 г. N 201 предусмотрены расходы на оплату текущих страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств из областного бюджета в сумме 4 609 000 руб.
В статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Из текста пунктов 7 и 11 Положения следует, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
В соответствии с пунктом 5 Положения и пунктом 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 г. N 1018 органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно. Не позднее 25 числа текущего месяца, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации. Следовательно, обязанность по уплате страховых платежей по ОМС за неработающее население за соответствующий период истекает 25 числа каждого месяца.
Согласно пункту 7 Положения и пункту 20 Инструкции по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) не внесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
В соответствии с пунктом 8 Положения и п.п.7,18 Инструкции регистрация и учет плательщиков, а также учет поступлений страховых взносов в территориальные фонды осуществляется указанными фондами совместно с налоговыми органами. Таким образом, Фонд имел сведения о фактически уплачиваемых ежемесячно суммах взносов на ОМС на неработающее население, а также недоимке.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что с требованием о взыскании задолженности за 2004 год и пеней Фонд обязан был обратиться в арбитражный суд в течение 9 месяцев, начиная с 26.12.2004 года до 26.09.2005 г., обоснован и правомерен. Заявление о взыскании с Администрации задолженности Фонд направил 19.12.2005, то есть за пределами установленного срока.
Доводы заявителя жалобы о правильности исчисления начала срока исковой давности с момента проведения документальной проверки - 20.06.2005 г., не принимается судом по следующим основаниям.
Документальная проверка, проведенная Фондом 20.06.2005 г., не носит характера выездной документальной проверки, предусмотренной статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации, а является фиксированием ранее известных сведений по имеющимся в Фонде документам о недоимке по страховым взносам за неработающее население за 2004 год уполномоченными должностными лицами, в соответствии с их должностными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя ТУ ФОМС.
Таким образом, проверка от 20.06.2005 г. носит камеральный характер, не является выездной налоговой проверкой. Следовательно, последствия, предусмотренные статьями 87. 88, 89 Налогового Кодекса РФ, касающиеся выездной проверки, на данные правоотношения не распространяются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно оценив представленные документы, обоснованно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Принимая во внимание, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос по государственной пошлине в судебном заседании не решался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.06.2006 года по делу N А82-18830/05-35 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального фонда Обязательного медицинского страхования Ярославской области без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Караваева А.В. |
Судьи |
Буторина Г.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18830/2005
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области
Ответчик: Администрация Ростовского МО
Третье лицо: Департамент финансов администрации ЯО
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2403/06