18 августа 2006 г. |
А31-8061/2005 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Н. Лобановой
судей М.В. Немчаниновой, Л.И. Черных
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Н. Лобановой
при участии:
от ООО "Северный лес"- не явился,
от налогового органа Белобородова Л.В. по дов-ти от 08.08.2006 г. N 07-11266
Юрковская Н.Б. по дов-ти от 08.08.2006 г. N 07/11265,
Бубнов И.А. по дов-ти от 08.08.2006 г. N 07/11264
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Северный лес"
на решение Арбитражного суда Костромской области
от 20.04.2006 года по делу N А31-8061/2005-13,
принятого судьей О.А.Стрельниковой
по заявлению ООО "Северный лес"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Костромской области
о признании недействительным решения налогового органа N 144 от
19.08.2005 года
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северный лес" (далее- ООО, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Костромской области N 144 от 19.08.2005 года о доначислении налогоплательщику 392 861 руб. налога на добавленную стоимость, соответствующих налогу пени и налоговой санкции.
Решением суда 1 инстанции Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Северный лес" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области и принять новый судебный акт - удовлетворить требования Общества в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно статьи 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и не применил пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54 ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". По мнению Общества необходимым условием для денежных расчетов является наличие кассового чека. Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание апелляционного суда на тот факт, что оплата НДС поставщикам в сумме 392 861 руб. подтверждена надлежаще оформленными приходно-кассовыми ордерами и кассовыми чеками, которые имеются в материалах дела.
Общество ссылается на нарушение судом 1 инстанции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который не дал оценку представленным Обществом актам сверки задолженности и письменным подтверждениям факта оплаты товара, в том числе НДС поставщиками ООО "Строй Гарант" и ООО "Файн Трейд".
Заявитель апелляционной жалобы считает, что сам факт несоответствия заполнения квитанций к приходно-кассовому ордеру требованиям, закрепленным Постановлением Госкомстата России, означает лишь нарушение финансовой дисциплины предприятия и не свидетельствует о неоплате НДС за приобретенный товар.
По мнению налогоплательщика, неправильное применение судом 1 инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела явилось причиной принятия Арбитражным судом Костромской области незаконного решения.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу против доводов заявителя апелляционной жалобы возразил, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ООО "Северный лес" просит рассмотреть жалобу без его участия.
Законность вынесенного Арбитражным судом Костромской области решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Межрайонной ИФНС России N 3 по Костромской области проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за апрель 2005 года, представленной в налоговый орган ООО "Северный лес".
При проведении проверки инспекцией выявлено, что в нарушении пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговые вычеты Общество неправомерно включило суммы НДС, предъявленные ООО "Файн Трейд" в размере 274 560 руб. и ООО "Строй Гарант" в сумме 118 301 руб., в виду непредставления налогоплательщиком кассовых чеков, подтверждающих уплату налога указанным поставщикам.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель инспекции принял решение от 19.08.2005 года N 144 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату 392 861 руб. НДС по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 78 572 руб. и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить указанные суммы недоимки и налоговой санкции, а также 15 035 руб. пени.
Общество обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.
Суд 1 инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.1998 года N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризаций". При этом суд исходил из того, что Общество надлежащим образом не подтвердило уплату поставщикам 392 867 руб. НДС по причине отсутствия подписи кассира в квитанции к приходно-кассовым ордерам.
Суд 1 инстанции ссылается на письмо налоговой инспекции о том, что при постановке на учет в налоговых органах предприятиями -поставщиками не указан главный бухгалтер, подписи главного бухгалтера в счетах-фактурах и в квитанциях к приходно-кассовым ордерам не идентичны, контрольно-кассовые машины в налоговых инспекциях не зарегистрированы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд считает решение суда 1 инстанции правомерным и не усматривает оснований для отмены судебного акта по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг}, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
В пункте 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров {работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из указанных норм следует, что необходимым условием для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость является уплата данного налога при приобретении товаров (работ, услуг), подтвержденная соответствующими первичными документами.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Поэтому документом, подтверждающим расчеты, является кассовый чек.
Вместе с тем согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, в том числе формы N КО-1 "Приходный кассовый ордер", N КО-2 "Расходный кассовый ордер", распространенные на юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, квитанция к приходному кассовому ордеру и кассовый чек являются первичными документами, свидетельствующими о внесении наличных денежных средств в кассу организации-продавца, и, следовательно, представление организацией-покупателем данных документов с выделенной суммой налога на добавленную стоимость подтверждает фактическую уплату этой суммы налога наличными денежными средствами.
В ходе проверки предприятие представило проверяющим в подтверждение права на налоговый вычет квитанции к приходно-кассовым ордерам, свидетельствующие о внесении наличных денежных средств в кассу ООО "Файн Трейд" и ООО "Строй Гарант".
В суд 1 инстанции налогоплательщик представил кассовые чеки с выделенной суммой налога на добавленную стоимость. Однако как следует из ответа ИФНС России N 1 по городу Москве, где зарегистрированы ООО "Файн Трейд" и ООО "Строй Гарант", контрольно-кассовые машины предприятиями-поставщиками в налоговой инспекции не зарегистрированы.
Налоговым органом в суд апелляционной инстанции представлена выписка из журнала регистрации контрольно-кассовых машин, согласно которой следует, что 24.01.1997 года ООО "Вега" ИНН 4404001871, адрес: г. Мантурово, ул. Юбилейная, д. 15-61 поставило на учет в инспекцию контрольно-кассовую машину АМС-100 (22.11.1999 г. в АМС был установлен блок фискальной памяти, таким образом АМС-100 была модернизирована до машины АМС-100Ф) с заводским номером 00013604, 31.01.2004 года машина снята с учета.
02.02.1998 года этой же организацией ставится на учет ККМ АМС-100Ф с заводским номером 10026301, 31.12.2005 года машина снята с учета. Руководителем ООО "Вега" и проверяемой организации ООО "Северный лес" является одно и то же лицо - Полетаев Дмитрий Анатольевич (в ООО "Вега" с 01.12.2001 года., до 01.12.2001 года руководителем был его отец - Полетаев Анатолий Петрович).
Представленные ООО "Северный лес" контрольно-кассовые чеки имеют те же заводские номера машин, что и машины, зарегистрированные на ООО "Вега".
В контрольно-кассовых чеках ООО "Строй Гарант" имеется ссылка на заводской номер 10026301 (л.д.72), а ООО "Файн Трейд"- 00013604 (л.д.90). Уникальность заводского номера машины, оттиск этого номера на контрольно-кассовых чеках свидетельствует о том, что представленные Обществом контрольно-кассовые чеки не являются надлежащими доказательствами уплаты последним налога на добавленную стоимость в адрес ООО "Строй Гарант" и ООО "Файн Трейд".
Указанное является необходимым условием для применения налогового вычета. В этой связи апелляционным судом не принимается ссылка заявителя апелляционной жалобы на письма подтверждения и акты сверки с ООО "Строй Гарант" и ООО "Файн Трейд". Более того, данные документы также не были представлены проверяющим в ходе проверки, а появились только в суде 1 инстанции.
Арбитражный апелляционный суд также согласен с выводом суда 1 инстанции о том, что выявленные противоречия в документах предприятия свидетельствуют о недостоверности первичных документов, а именно: представленные квитанции к приходно-кассовым ордерам имеют только подпись главного бухгалтера без ее расшифровки, подпись кассира отсутствует, подписи главного бухгалтера в счетах фактурах ООО "Строй Гарант" не соответствуют подписи в квитанциях к приходно-кассовым ордерам, отсутствие регистрации контрольно-кассовых машин предприятий-поставщиков в налоговых органах.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, оценив конкретные обстоятельства данного спора, апелляционный суд приходит к выводу, что решение налогового органа N 144 от 19.08.2005 года о доначислении Обществу 392 861 руб. НДС, а также соответствующих налогу пени и штрафа, законно.
Суд 1 инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
ООО "Северный лес" следует возвратить из федерального бюджета 99 тыс. руб. госпошлины, как излишне уплаченных по платежному поручению N 47 от 14.03.2006 года.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 20.04.2006 года по делу N А31-8061/2005-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Северный лес" без удовлетворения.
Возвратить на счет ООО "Северный лес" из Федерального бюджета 99 тыс. руб. госпошлины как излишне уплаченной по платежному поручению N 47 от 13.03.2006 года. Выдать справку.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.Н.Лобанова |
Судьи |
М.В.Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-8061/2005
Истец: ООО "Северный лес"
Ответчик: МРИ ФНС России N3 по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1778/06