18 мая 2006 г. |
Дело N А29-10374/05а |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.М.Ольковой
судей Л.Н.Лобановой, А.В. Караваевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.М.Ольковой,
при участии в заседании от ответчика Астаховой Г.А. по доверенности от 5.04.2006 г., Тепляковой И.Г. по доверенности от 5.04.2006 г.
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми
на решение арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2006 г. по делу N А29-10374/05а, принятое судом в составе судьи Елькина С.К.
по заявлению МУ "БТИ муниципального образования "Город Усинск"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Муниципальное учреждение "Бюро технической инвентаризации муниципального образования "Город Усинск" (далее - БТИ) обратился в арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми (далее - Роснедвижимость) от 24.08.2005 г. N 147 об отказе ему в аккредитации организации, осуществляющей технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.
Решением суда от 12.01.2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемый приказ признан незаконным. При этом суд исходил из того, что правовых препятствий по ведению муниципальным учреждением "Бюро технической инвентаризации" муниципального образования "Город Усинск" архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, действующим законодательством не установлено.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Роснедвижимость обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.01.2006 г. отменить, принять новый судебный акт, отказать заявителю в удовлетворении требований, считая, что судом не полно выяснены обстоятельства по делу и неправильно применены нормы материального права, не применены нормативные акты, подлежащие применению. По мнению заявителя жалобы, администрация МО "Город Усинск", являясь органом местного самоуправления, не имея государственных полномочий по ведению государственной части Архивного фонда, переданных муниципальному образованию в установленном порядке, не может делегировать их муниципальной организации путем учреждения ее с видом деятельности, предусматривающим реализацию данных полномочий.
БТИ полагает, что оспариваемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения. По его мнению, в силу статьи 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в РФ", части 4 статьи 20 Федерального закона "Об основах организации местного самоуправления в РФ" технический учет жилищного фонда могут производить специализированные муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, и возражения на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
20.06.2005 г. БТИ обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми с заявлением о получении аккредитации на выполнение работ по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства с документами о наличии у нее возможности ведения архива.
При рассмотрении представленных документов комиссией Роснедвижимости по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства принято решение о приостановлении рассмотрения вопроса об аккредитации БТИ, в связи с несоответствием Положения об архиве действующему законодательству.
24.08.2005 г. Роснедвижимость принимает решение (приказ N 147) об отказе в аккредитации БТИ, причиной отказа послужило отсутствие документов по предоставлению полномочий БТИ на ведение государственной части Архивного фонда РФ.
Не согласившись с данным приказом, БТИ обжаловало его в арбитражный суд Республики Коми.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Роснедвижимости отсутствовали основания для вынесения данного приказа об отказе БТИ в аккредитации.
Выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Муниципальное учреждение "Бюро технической инвентаризации МО "Город Усинск" создано на основании постановления главы муниципального образования "Город Усинск" от 30.11.2004 г.
Из справки о ведении архива муниципальным учреждением "БТИ МО "Город Усинск" /л.д. 50/ следует, что архив муниципального учреждения состоит из 6660 дел, в том числе технические паспорта зданий, строений - 552, технические паспорта на объекты благоустройства, передаточные устройства и другие сооружения - 4980, реестровые книги объектов недвижимости - 14, реестровые книги жилищного фонда - 68.
Из п.1 Положения об Архиве муниципального учреждения "БТИ МО "Город Усинск" следует, что документы, образующиеся в процессе деятельности муниципального учреждения, входят в состав Архивного фонда Республики Коми.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета в технической инвентаризации объектов капитального строительства" государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра недвижимости и его территориальные органы.
До принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации /органы/, аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" Министерство экономического развития и торговли России приказом от 05.04.2005 г. N 70 утвердило Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации)
Согласно названному Положению об аккредитации аккредитация организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В силу пункта 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых организации для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, является наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" (далее - Положение о государственном учете) и от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
В пункте 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, также установлено, что технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 N 125-ФЗ градостроительная документация входит в состав Архивного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 названного закона органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов законом могут наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Согласно статье 18 этого же закона документы Архивного фонда Российской Федерации хранятся :
постоянно в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук;
временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования /указанный пункт вступил в силу с 1 января 2006 г. на основании статьи 31 Закона/. На момент рассмотрения заявления об аккредитации /24.08.2005 г./ данная норма закона не действовала.
Из изложенных выше нормативных правовых актов следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, четко и однозначно определен. Хранение архивных фондов, относящихся к государственной части Архивного фонда РФ, осуществляется только государственными либо муниципальными организациями /органами/, в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Исходя из вышеуказанных норм, заявитель, обращаясь за аккредитацией на выполнение работ по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства должен подтвердить свои полномочия на ведение государственной части Архивного фонда РФ.
Такие полномочия как администрацией МО "Город Усинск", так и муниципальным учреждением "БТИ МО "Город Усинск" документально не подтверждены, что явилось основанием для отказа муниципальному учреждению в аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации, то есть в области деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" /пункт 4/, которое приводится заявителем жалобы в качестве нормативного правового акта, наделяющего его полномочиями по ведению технического учета жилищного фонда, также было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, используя положительный опыт других субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 20 августа 2003 г. N 188 "О государственном учете и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества на территории Республики Коми" установлено, что государственный учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляется государственным унитарным предприятием Республики Коми "Республиканское бюро технической инвентаризации" и его филиалами, в связи с чем органам местного самоуправления до 10.03.2003 г. было предложено организовать передачу в установленном порядке архивов из муниципальных органов по учету технической инвентаризации государственному унитарному предприятию Республики Коми.
Иных законодательных актов Республики Коми, в том числе изданных во исполнение Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" /части 2 статьи 4/, в обоснование своей позиции о наделении его государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию отнесенных к государственной собственности архивных документов, БТИ не приведено.
В силу редакции пункта 2 части 2 статьи 4 названного Закона, действующей с момента его опубликования, хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. На момент рассмотрения заявления об аккредитации Роснедвижимость руководствовалась указанной действующей нормой закона, статья 18 этого Закона в данный момент еще не действовала, однако также принималась во внимание, т.к. до вступления ее в силу оставалось несколько месяцев.
Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ /в редакции от 15.02.2006 г./ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и требования к содержанию Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в частности, законы должны содержать вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, способ /методику / расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам и т.д..
Ссылку БТИ на часть 4 статьи 20 указанного Закона, предусматривающей право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципального образования, суд находит необоснованной, поскольку порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий, федеральным законом не предусмотрены. Кроме того, на момент вынесения решения об отказе в аккредитации /24.08.2005 г. / данная норма закона еще не действовала, т.к. введена позднее Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ и Роснедвижимость 24.08.2005 г. не могла ею руководствоваться.
С учетом указанного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приказ Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми от 24.08.2005 г. N 147, принятый на основании протокола N 5 Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 24.08.2005 г. об отказе МУ "БТИ МО "Город Усинск" в аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации действующему законодательству не противоречит и права и законные интересы БТИ не нарушает.
Решение суда первой инстанции от 12.01.206 г. следует отменить и принять новое решение об отказе БТИ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по делу и по апелляционной жалобе относятся на МУ "БТИ МО "Город Усинск".
Руководствуясь статьями 258, п. 2 ст. 269, п. 4 части 1, п.3 части 2 статьи 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Республики Коми от 12.01.06г. по делу N А29-10374/05а отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требований о признании незаконным Приказа Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми от 24.08.2005 г. N 147 муниципальному учреждению "БТИ МО "Город Усинск" отказать.
Взыскать с муниципального учреждения "БТИ МО "Город Усинск" в пользу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми в возмещение расходов по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.М.Олькова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10374/2005
Истец: МУ "Бюро технической инвентаризации МО "Город Усинск"
Ответчик: УФ агентства кадастра обьектов недвижимости по РК