23 августа 2006 г. |
Дело N А82-16687/2005-2 |
(Дата принятия резолютивной части постановления).
21 сентября 2006 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21.09.2006.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Буториной Г.Г., судей Ольковой Т.М., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 5.06.2006 г. по делу N А82-16687/2005-2, принятое судьей Дмитриевой В.В. по заявлению
открытого акционерного общества "Красные ткачи"
к Администрации Ярославского муниципального округа
третье лицо: Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Красные ткачи" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Ярославского муниципального округа (далее - ответчик, Администрация) по приемке в муниципальную собственность объектов социально-культурного назначения, не учтенных постановлением главы Ярославского муниципального округа от 7.12.2005 г. N 1977 в соответствии с прилагаемым перечнем объектов, и обязании Администрации принять указанные объекты.
Решением суда требования заявителя удовлетворены в части обязания Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области принять от Общества в муниципальную собственность объекты: жилой дом N 24 по ул. Б.Октябрьской, жилые дома NN 2, 6, 9, 11, 14 по ул. Текстильщиков, общежитие по ул. Текстильщиков, 7, жилые дома NN 1, 4, 6, 8, 14, 16 по ул. Московской, жилой дом N 53 по ул. Лесной, жилые дома NN 2, 4, 5 по ул. 8-е Марта, жилые дома NN 1, 2, 3 по ул. Красный бор, баню N 1 по ул. Б.Октябрьской, 27а, детский сад N 7 по ул. Московской, 2, в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Администрации по приемке объектов социально-культурного назначения, не учтенных постановлением главы Ярославского муниципального округа от 7.12.2005 г. N 1977, отказано.
Администрация с решением суда не согласна, просит его отменить, разрешить спор по существу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - пунктов 7, 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность", статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
Общество и департамент по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент) решение арбитражного суда считают законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица, надлежаще извещенных о времени и месте разбирательства по делу.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление 3020-1) жилищный фонд, а также предприятия бытового обслуживания, учреждения и объекты здравоохранения и народного образования, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, отнесены к объектам муниципальной собственности (Приложение N 3). Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Открытое акционерное общество "Красные ткачи" создано путем преобразования арендного предприятия "Льноткацкая фабрика "Красные ткачи" в акционерное общество. Согласно пункту 9 раздела II плана приватизации, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом Ярославской области 14.12.1992 г., объекты социально-культурного и социально-бытового назначения, не подлежащие приватизации, оставлены на балансе и в пользовании акционерного общества с сохранением профиля деятельности до принятия законодательных актов, определяющих дальнейший порядок использования вышеуказанных объектов.
Такой порядок законодательно установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и, впоследствии, в постановлении губернатора Ярославской области от 13.07.1998 г. N 451 "О порядке передачи объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность при приватизации предприятий областной собственности".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Этим же Постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Пункт 5 Положения закрепляет обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов совместно с администрациями предприятий оформить соответствующую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной форме.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, в силу вышеприведенных нормативных актов органы местного самоуправления обязаны принять в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедшие в состав приватизируемого предприятия.
Доводы Администрации о том, что для принятия объектов недвижимости в муниципальную собственность необходима государственная регистрация права государственной собственности, судом апелляционной инстанции не принимаются в силу следующего.
Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 не возлагается обязанность на балансодержателя государственного имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, регистрировать первичное право государственной собственности. В данных документах предусмотрена обязанность по передаче только технической документации, которая Обществом исполнена.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 до момента внесения объектов в соответствующий реестр документом, подтверждающим право собственности субъектов права государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп.
Кроме того, право государственной собственности на данное имущество возникло до 1993 г., а в силу статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ возникшие права на недвижимость до момента вступления в силу настоящего Федерального закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделок об отчуждении объекта недвижимого имущества.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправомерности требования Администрации по представлению Обществом свидетельств о государственной регистрации права на передаваемые объекты.
Постановление Правительства РФ N 235 от 07.03.95г., Указ Президента РФ N 8 от 10.01.93г. регулируют порядок передачи в государственную (муниципальную) собственность объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения, находящихся в федеральной собственности. Поскольку указанные нормативно - правовые акты не распространяют свое действие на имущество, находящееся в частной собственности организаций, довод заявителя о необходимости передачи объектов обслуживания: помещения конторы ЖКХ, трактора с прицепом для сбора мусора, ассенизационной автомашины, бочки для чистки выгребных ям, комплекта сварочного оборудования со ссылкой на пункт 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.95г. отклоняется.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в основе определения срока приема-передачи объектов недвижимости лежит месячный срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, поскольку именно данным Постановлением утвержден порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
Исходя из системного толкования норм Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 и Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, следует, что передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность осуществляется на безвозмездной основе.
Указание судом первой инстанции на неверную дату и номер нормативного акта, подлежащего применению, не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем не может являться основанием для отмены решения суда.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции об отклонении требований в части признания незаконным бездействия Администрации по приемке спорных объектов в муниципальную собственность, поскольку действия по приемке в муниципальную собственность жилищного фонда и помещения библиотеки, предпринятые Администрацией с нарушением сроков, установленных в постановлении губернатора Ярославской области от 10.07.197г. N 433, не могут быть расценены как бездействие.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об обязании Администрации принять спорные объекты недвижимости в муниципальную собственность.
Нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 05 июня 2006 года по делу N А82-16687/2005-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г. Г. Буторина |
Судьи |
Т. М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16687/2005
Истец: ОАО "Красные ткачи"
Ответчик: Администрация Ярославского МО
Третье лицо: Департамент управления государственным имуществом Администрации ЯО
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2348/06