г. Самара |
|
01 июня 2015 г. |
А55-28537/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Холодной С.Т., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Челно-Вершинский элеватор" - представителя Тарасовой Т.Ю. (доверенность от 30.10.2014),
от Управления Роспотребнадзора по Самарской области - представителя Ракова А.Н. (доверенность N 12-05/25862 от 14.11.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челно-Вершинский элеватор"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года по делу N А55-28537/2014 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Челно-Вершинский элеватор" (ОГРН 1026303765740, ИНН 6385001644), Самарская область, г. Самара,
к Управлению Роспотребнадзора по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Челно-Вершинский элеватор" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Самарской области (далее - Управление, ответчик, Роспотребнадзор), в котором просит признать недействительным предписание Управления N 06-1/262 от 03.10.2014 в части п.п. 1, 3, 4 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года по делу N А55-28537/2014, принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Роспотребнадзора на апелляционную жалобу общества, в котором Управление просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года по делу N А55-28537/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области N 06-1/365 от 25.08.2014 г. в отношении ОАО "Челно-Вершинский элеватор" была проведена плановая выездная проверка, в соответствии с ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Результаты проведенной проверки оформлены Управлением Актом проверки N 06-1/347 от 03.10.2014, в котором заинтересованным лицом зафиксированы допущенные Обществом нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки 03.10.2014 г. ОАО "Челно-Вершинский элеватор" было выдано предписание N 06-1/262 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований до 16.02.2015 г. (отражаются оспариваемые пункты предписания):
1. В соответствии со ст. 34 Закона РФ N 52-ФЗ от 30.03.99 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.13. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 3., п. 19 Приложения N 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 302н от 12.04.2011 г. "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:
- определить контингент, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в ОАО "Челно-Вершинский элеватор" с учетом всех вредных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ N 302н от 12.04.2011 г.;
- представить заключительный акт периодического медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ N 302н от 12.04.2011 г. в полном объеме: транспортерщиков, водителя автомобиля, сторожей, подсобных рабочих и т.д.
3. Провести мероприятия, направленные на снижение вредного воздействия шума на рабочих местах: тракториста тракторного колесного "МТЗ" 80Л "Беларусь" г/н 8536 АА 63, транспортерщика в башне нории склада N 10 на верхней галерее склада, предусмотреть применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения, в соответствии с п. 2.8, 7.27. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
4. Провести мероприятия, направленные на доведение параметров микроклимата (температуры воздуха) требованиям нормативных документов на рабочих местах: тракториста трактора колесного "МТЗ" 80Л "Беларусь" N г/н 8536 АА 63, транспортерщика в башне нории склада N10 на верхней галерее склада, в соответствии с п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 6.3 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", представить протоколы соответствующих лабораторно-инструментальных измерений (указаны только оспариваемые пункты).
Не согласившись с указанными пунктами 1, 3, 4 вынесенного предписания, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предписание об устранении выявленных управлением нарушений представляет собой акт должностных лиц управления Роспотребнадзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации.
При этом оно должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по совершению лишь таких действий, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании статьи 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 3 Приложения N 3 Приказа Минздравсоцразвития N 302н от 12.04.2011 г. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
Согласно п. 19 Приказа N 302н от 12.04.2011 г. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:
подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
Согласно акту проверке N 06-1/347 от 03.10.2014 года в ходе проверке было выявлено, что не проводились периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами: транспортерщиков (производственный шум; общая вибрация, пыль растительного происхождения, пониженная температура воздуха в производственных помещениях), водителя автомобиля (общая и локальная вибрация, производственный шум, оксид углерода, азота диоксид, альдегиды ароматические, управление наземными транспортными средствами), сторожей (пониженная температура воздуха на открытых помещениях), подсобных рабочих (пыль растительного происхождения, производственный шум. При прохождении периодических осмотров в 2013 - 2014 гг. не учитывались вредные (опасные) производственные факторы, а также виды работ на рабочем месте тракториста: общая вибрация, оксид углерода, азота диоксид, альдегиды ароматические, управление наземными транспортными средствами (согласно поименными спискам лиц, подлежащих медицинским осмотром, утвержденных генеральным директор), таким образом, нарушая требования ст. 34 Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п. 3, 19 Приложения N 3 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N302 н от 12.04.2011 г. "Об утверждении перечне вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или опасными условиями труда", ст. 24 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N323-ФЗ от 21.11.2011 года.
Заявитель не согласен с п. 1 предписания N 06-1/262 от 03.10,2014 года, приводя в качестве обоснования позиции довод о том, что контингент работников ОАО "Челно-Вершинский элеватор" подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, определен с учетом вредных производственных факторов" по которым установлен вредный класс условий труда на основании результатов проведенных на предприятия аттестаций рабочих мест по условиям труда от 12.09.2011 года и 23.09.2013 года (п. 20 ч. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302н).
Данный довод не нашел своего подтверждения, так как согласно предписанию N 06-1/262 от 03.10.2014 года, не были утверждены генеральным директором, вредные (опасные) производственные факторы, а также виды работы на рабочих местах работников ОАО "Челно-Вершинский элеватор" подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, в соответствии с приложением 1, 2, 3 перечнем факторов и перечнем работ согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации N 302н. Ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела заявителем не представлен соответствующий список должностей. Сам по себе факт отсутствия работников не освобождает работодателя от включения соответствующей должности в указанный список.
Кроме того, довод о том, что поименный список лиц, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра на дату 10.05.2014 г. составлен на основании контингента работников от 11.03.2014 г. (п. 19 части 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302 н), является необоснованным, поскольку в соответствии с п. 16 ч. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года N 302 н "Периодические осмотры проводятся не реже, чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ".
В соответствии с п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
В соответствии с п. 7.27 СП 2.2.2.1327-03 при организации технологических процессов, создающих шум, следует предусматривать применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения: применение малошумных технологических процессов, машин и оборудования; применение дистанционного управления и автоматического контроля; применение звукоизолирующих ограждений-кожухов, кабин для наблюдения за ходом технологического процесса; устройство звукопоглощающих облицовок и объемных поглотителей шума; применение вибропоглощения (достигается покрытием вибрирующих частей оборудования и машин специальными демпфирующими материалами, имеющими высокое внутреннее трение) и виброизоляции (для снижения уровня шума вибрирующие агрегаты устанавливают на амортизаторы или на специальные фундаменты); установка глушителей аэродинамического шума, создаваемого пневматическими ручными машинами, вентиляторами, компрессорными и другими технологическими установками; рациональные архитектурно-планировочные решения производственных зданий, помещений, а также расстановки технологического оборудования, машин и организации рабочих мест; использование рациональных режимов труда; применение средств индивидуальной защиты от шума.
ОАО "Челно-Вершинский элеватор" с п. 3, 4 предписания N 06-1/262 от 03.10.2014 года не согласно, обосновав позицию тем, что снизить показатели вредного воздействия шума на рабочих местах: тракториста трактора колесного "МТЗ" 80 Л "Беларусь" г/н 8536 АА 63 и транспортерщика в башне нории склада N 10 на верхней галерее склада, а также довести параметры микроклимата (температуры воздуха) на рабочих местах невозможно по технологическим причинам, так как эти виды работ можно выполнять только на открытом пространстве (тракторист) и в открытом помещении (транспортерщик).
Как следует из материалов дела, согласно протоколам лабораторных испытаний N 23435, 23438, 23437, 23436 от 03 октября 2014 года, установлено, что на рабочем месте транспортерщика в башне нории склада N 10 на верхней галерее склада установлено превышение уровня звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 8000 Гц на ЗдБ по СН 2.2.4/2.1.8.562-96, что не соответствует требованиям СанПин 2.2.4.548-96, что является нарушением п. 2.8, 7.27. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
Таким образом, изложенное в обжалуемом предписании требование направлено на устранение выявленных нарушений, соответствует законодательству.
Довод заявителя о неправомерном возложении на него обязанности по доведению эквивалентного уровня шума до нормативных величин, поскольку мероприятия, предусмотренные п. 7.27 санитарных норм могут быть выполнены только лицом, организующим технологический процесс, создающий шум и/или владеющим источником его возникновения, противоречит требованиям законодательства и отклонен судом.
Субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает конкретный способ устранения нарушения, приемлемый для него механизм исполнения предписания.
В данном случае оспариваемое предписание конкретных действий обществу не предписывает, указывая лишь на требуемый конечный результат - обеспечить доведение эквивалентного уровня шума на рабочих местах аэродромного рабочего и водителя автомобиля (спецмашины) до нормативных величин.
Доводы заявителя о том, что формулировка оспариваемого предписания не соответствует принципам конкретности и правовой определенности, не отвечает критерию исполнимости, также обоснованно не приняты судом первой инстанции, как противоречащие содержанию обжалуемого предписания, предусматривающего обязанность Общества обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований законодательства.
Поскольку оспариваемое обществом предписание выдано уполномоченным органом, содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений санитарных правил, по своему содержанию предписание является понятным и реально исполнимым, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным, так как не была установлена совокупность оснований, предусмотренных в ст. 201 АПК РФ.
Кроме того, судом отмечено, что по результатам проверки постановлением Управления от 27.10.14 г. N 20-06/284 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.00 коп. за те же нарушения, на необходимость устранения которых указано в оспариваемом предписании.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данное постановление не было обжаловано обществом, штраф уплачен в добровольном порядке.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с тем, что подателем жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что согласно п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по рассматриваемому делу составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2015 года по делу N А55-28537/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Челно-Вершинский элеватор" (ОГРН 1026303765740, ИНН 6385001644), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 104 от 27.02.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28537/2014
Истец: ОАО "Челно-Вершинский элеватор"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Самарской области