г. Челябинск |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А76-191/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,
судей Столяренко Г.М., Серковой З.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старокоровой Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ДОМ - Уфалей" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2015 по делу N А76-191/2015 (судья Каюров С.Б.)
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "ДОМ-Уфалей" - Шагеева Р.С. (доверенность от 26.12.2014);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области - Коробицын С.И.(доверенность N 04-14 от 30.12.204).
Закрытое акционерное общество "ДОМ-Уфалей" (далее - ЗАО "ДОМ-Уфалей", истец) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Челябинской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 2187 от 07.10.2014.
Решением от 19.03.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить требования.
По мнению подателя апелляционной жалобы, указание трех цифровых знаков кода по ОКВЭД вместо четырех не влечет недостоверность сведений, так как код деятельности 51.4 указан в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001 и обозначает "оптовую торговлю непродовольственными потребительскими товарами". Данный вид деятельности не запрещен законом и указан в уставе в качестве одного из видов деятельности, ненадлежащее оформление документов не свидетельствует об их недостоверности, законом не предусмотрено такое основание для отказа в регистрации юридического лица как нарушение требований к оформлению документов при подаче заявления.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Инспекции возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ДОМ-Уфалей" (ОГРН 1117438002725) сдало на регистрацию в Инспекцию пакет документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.
Инспекция отказала в государственной регистрации, сославшись на нарушение заявителем подп. "а" п. 1 ст. 23, ст. 14 Федерального закона от 08.12.2001 N 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)
15.10.2014 г. была направлена апелляционная жалоба на указанное решение в Управление федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением УФНС по Челябинской области о 07.11.2014 N 08-13/008985 @ решение МИФНС России N 22 по Челябинской области N 2187 от 07.10.2014 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Считая, что решение Инспекции N 2187 от 07.10.2014 незаконно и нарушает права и интересы общества, ЗАО "Дом-Уфалей" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения N 2187 от 07.10.2014 об отказе в государственной регистрации создания юридического лица ООО "Дом - Уфалей" путем реорганизации в форме преобразования (л. д. 5-6).
Суд первой инстанции, соглашаясь с доводом Инспекции о том, что заявление по форме N Р12001 следует признать не представленным заявителем, поскольку при заполнении листа "К" (сведения о кодах по ОКВЭД) указаны недостоверные данные при определении дополнительного вида экономической деятельности, пришел к выводу об обоснованности отказа в государственной регистрации общества (подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения Инспекции входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.
В силу подп. "п" указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Согласно подпункту "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) с датой введения в действие с 01.02. 2014 и с правом досрочного применения к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2015 и последующей отменой ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, которые вносятся в государственный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями о видах экономической деятельности, указанными заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствующем заявлении о государственной регистрации.
В соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012, регистрационный номер 24139)( далее -Требования) в заявлении о государственной регистрации указываются коды по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Как указано во введении к ОКВЭД ОК 029-2001, классификатор предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется при решении задач, в том числе связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах.
Форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", равно как и требования по ее оформлению, утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139)
В заявлении по форме N Р12001 указываются сведения о видах экономической деятельности, код по ОКВЭД и наименование вида деятельности.
В соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) при обозначении видов экономической деятельности используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде: XX. - класс; ХХ.Х - подкласс; ХХ.ХХ - группа; ХХ.ХХ.Х - подгруппа; ХХ.ХХ.ХХ - вид.
Для обеспечения соответствия записей кодов ОКВЭД записям кодов КДЕС Ред. 1 в кодах ОКВЭД между вторым и третьим знаками кода ставится точка. При наличии дополнительных по сравнению с КДЕС Ред. 1 уровней деления точка ставится также между четвертым и пятым знаками кода.
Согласно п. 1.6.Требований для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, используются три поля, разделенные знаком "." ("точка"). Заполнение показателя осуществляется слева направо в соответствии с цифровым значением кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). При этом указывается не менее четырех цифровых знаков кода
Согласно действующему классификатору ОКВЭД 51.4 Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами является группировкой множества видов экономической деятельности, а не конкретным видом экономической деятельности. Указание такого кода приведет к невозможности точной идентификации вида экономической деятельности.
Поскольку неверное указание кода по ОКВЭД не может быть устранено по собственной инициативе регистрирующего органа, выявленный недостаток в поданных на регистрацию документах может быть устранен только заявителем, после чего он вправе повторно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией юридического лица.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В силу изложенного, ввиду непредставления заявителем содержащего достоверные сведения в части видов экономической деятельности заявления по форме Р11001, регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации юридического лица.
Допущенные заявителем недостатки не являются устранимыми, поскольку действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за государственной регистрацией юридического лица, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах, равно как и отсутствует предусмотренная законом возможность по устранению выявленных противоречий по собственной инициативе, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 12101/10.
В этой связи суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение Инспекции N 2187 от 07.10.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица принято правомерно, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ЗАО "ДОМ - Уфалей" при подаче апелляционной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацем 3 подпункта 3 пункта 1, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ЗАО "ДОМ - Уфалей" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2015 по делу N А76-191/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ДОМ - Уфалей" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "ДОМ - Уфалей" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Н. Хоронеко |
Судьи |
Г.М. Столяренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-191/2015
Истец: ЗАО "ДОМ-Уфалей"
Ответчик: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области, МИФНС России N 22 по Челябинской области