г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А56-21358/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца: не явились- извещены (уведомление N 43424);
от ответчиков: 1) не явились- извещены (уведомление N 43425); 2) Щелкунова И.И. по доверенность от 10.09.2014;
от третьего лица: Никола Ю.М. по доверенности от 14.04.2015;
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу (13ап-25782/2015) ООО "Недранеруд" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2015 по делу N А56-21358/2014 А56-21358/2014(судья Рычагова О.А.), принятое
по иску ООО "Недранеруд"
к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному агентству по недропользованию
третье лицо: Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу
о взыскании убытков
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Недранеруд" (173002, г.Великий Новгород, Новгородский р-н, ул.Германа 1 А, ОГРН 1065321095036 далее-истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу (199155, Санкт-Петербург, ул.Одоевского, 24, кор.1, ОГРН 1047855074937, далее- Департамент по недропользованию по СЗФО, ответчик) о взыскании убытков в размере 574 000 рублей (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Судом первой инстанции в порядке статей 46, 47 АПК РФ по ходатайству истца ответчик -Департамент по недропользованию по СЗФО заменен на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, д.29) и Федеральное агентство по недропользованию, с привлечением Департамента в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции ООО "Недранеруд" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что истцом не доказана совокупность фактов, являющихся основанием для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков.
Не согласившись с решением суда, ООО "Недранеруд" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права по тем основаниям, что работы, предусмотренные договором N 08/01 от 15.08.2010, не требовали оформления прав на землепользование, утверждения проекта проведения геологических работ и проведения экспертизы.
ООО "Недранеруд" и Министерство финансов РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Представители Федерального агентства по недропользованию и Департамента по недропользованию по СЗФО в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, возражения изложили в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей Федерального агентства по недропользованию и Департамента по недропользованию по СЗФО, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 08.07.2010 Департаментом по недропользованию по СЗФО проведен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песков на участке "Забродье" Окуловского района Новгородской области.
Согласно протоколу заседания аукционной комиссии от 08.07.2010 победителем данного аукциона признано ООО "Недранеруд". Приказом от 09.07.2010 N 297 Департамент по недропользованию по СЗФО утвердил итоги аукциона, по результатам которого ООО "Недранеруд" выдана лицензия от 05.08.2010 серии НВГ N 02555, вид лицензии ТР на пользование недрами на срок до 08.07.2035.
В целях исполнения условий пользования недрами, истец заключил с ООО "Геопарк" договор N 08/01 от 15.08.2010 на выполнение работ по проведению топографической съемки, геодезической разбивке площади для производства геологоразведочных работ, геодезической привязки горных выработок, составление топографического плана участка и технического отчета по указанным работам на участке "Забродье" Окуловского района Новгородской области.
По факту выполненных работ оформлен акт N 00000013 от 08.11.2010, стоимость выполненных работ составила 574 000 рублей. ООО "Недранеруд" произвело оплату по договору платежными поручениями N 11 от 17.08.2010 на сумму 200 000 рублей, N 33 от 18.10.2010 на сумму 174 000 рублей, N 45 от 08.11.2010 на сумму 200 000 рублей.
Прокурор Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным аукциона, проведенного 08.07.2010, оформленного им решения аукционной комиссии (протокол от 08.07.2010) и лицензии на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песка участка "Забродье", расположенного в Окуловском районе Новгородской области.
Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-4519/2010 от 25.01.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011, заявленные прокурором требования удовлетворены. Постановлением ФАС СЗФО от 25.07.2011 принятые по делу судебные акты оставлены без изменения. Определением N ВАС-15694/11 от 16.12.2011 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
Вышеуказанными судебными актами было установлено, что у Департамента по недропользованию по СЗФО не было оснований для выставления на аукцион участка "Забродье", расположенного в Окуловском районе Новгородской области.
Полагая, что вследствие неправомерных действий Департамента истцу были причинены убытки в сумме 574 000 рублей, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального права.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в и том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличия и размера понесенных убытков.
При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходимо доказать всю совокупность указанных фактов.
ООО "Недранеруд" в обоснование требований о возмещении убытков указывает, что работы выполненные ООО "Геопарк" по договору N 08/01 от 15.08.2010, на общую сумму 574 000 рублей, были произведены во исполнение пункта 4.1 Условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии НВГ 02555 ТР), в соответствии с которым, недропользователь не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (то есть до 05.02.2011) обязан провести государственную регистрацию работ по геологическому изучению; подготовить, согласовать и утвердить в установленном законом порядке проект по геологическому изучению песков на участке недр "Забродье" Окуловского района Новгородской области на возможность использования их в качестве песка строительного.
Согласно условиям договора N 08/01 от 15.08.2010 (раздел 1) предметом договора является проведение топографической съемки участка недр масштаба 1:5000, обеспечение геодезической разбивки площади для производства геологоразведочных работ, производство геодезической привязки горных выработок, а также составление топографического плана участка масштаба 1:5000 и предоставление технического отчета по топографическому обеспечению геологоразведочных работ.
Положением о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным Распоряжением МПР от 05.07.1999 N 83-р, предусмотрено, что указанные работы производятся на стадии оценочных работ.
Согласно пункту 3.2.1 вышеназванного Положения оценочные работы производятся на выявленных и положительно оцененных проявлениях полезных ископаемых. Для оконтуривания площади и изучения геолого-структурных особенностей потенциально промышленного месторождения проводится геологическая съемка и составляется геологическая карта масштаба 1:5000 - 1:1000 для сложных и небольших месторождений.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку утверждению истца о том, что комплекс работ, выполнение которых является предметом договора, не относится к категории геологоразведочных.
Согласно статье 28 Закона РФ "О недрах" государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр.
В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 Федеральное агентство по недропользованию осуществляет обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр.
Ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр в 2010 году осуществлялось на основании Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензией на пользование недрами, утвержденного Приказом МПР РФ от 08.10.2007 N 261.
Согласно данным государственного реестра работ по геологическому изучению недр истец 14.10.2010 зарегистрировал работы по геологическому изучению недр (поиски и оценка) бурение-40 скважин, топогеодезические работы на площади 12,0 га ГРР.
Согласно пункту 21 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию государственному учету и включению в государственный реестр работ по геологическому изучению недр подлежат работы по геологическому изучению недр, осуществляемые при всех видах пользования недрами (в соответствии со статьей 6 Закона РФ "О недрах") на основании лицензии на пользование недрами.
Таким образом, истец зарегистрировал комплекс топогеодезических работ на площади 12,0 га в качестве работ по геологическому изучению недр.
В Государственном реестре работ по геологическому изучению недр основные виды работ зарегистрированы как ГРР, а согласно пункту 3 Приложения 6 к Административному рекламенту Федерального агентства по недропользованию аббревиатурой ГРР при заполнении регистрационной карты объекта работ по геологическому изучению недр обозначаются геолого-поиковые, разведочные работы.
Таким образом, весь комплекс работ, предусмотренный договором N 08/01 от 16.08.2010, заключенным истцом с ООО "Геопарк", относится к работам по геологическому изучению недр.
Истцом не представлены доказательства того, что им самим или подрядной организацией по договору были надлежащим образом оформлены права на земельные участки, которые использовались для проведения вышеуказанных работ.
Согласно статье 11 Закона РФ "О недрах" предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использование недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ. Следовательно, для выполнения работ по геологическому изучению недр истец должен был иметь соответствующий проект на геологоразведочные работы.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Закона РФ "О недрах" земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Действующим земельным законодательством предусмотрен закрытый перечень прав на земельные участки (ст.ст.15, 20-24 Земельного кодекса РФ), при этом только лица, обладающие данными правами, могут осуществлять землепользование на земельном участие (ст.ст.40,41 Земельного кодекса РФ), Истцом не представлены доказательства, что им самим или подрядной организацией по договору были надлежащим образом оформлены права на земельные участки, которые использовались для проведения вышеуказанных работ.
Таким образом, истец осуществлял землепользование без оформления соответствующей правоустанавливающей документации в нарушение положений земельного законодательства и законодательства о недрах.
Кроме того, согласно части 1 статьи 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Согласно части 3 указанной нормы работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Следовательно, перед проведением работ по геологическому изучению необходимо прохождение экспертизы соответствующего проекта на выполнение данных работ.
Согласно письму Федерального агентства по недропользованию от 15.09.2008 N ВБ-04-30/7681 проведение экспертизы проектов по геологоразведочным работам, выполняемым за счет средств недропользователей, является обязательным условием для реализации указанных проектов. Кроме того, Федеральное агентство по недропользованию подтверждает необходимость проведения геологической экспертизы проектов на геологоразведочные работы, выполняемые, в том числе и за счет недропользователей, в ФГУП Геолэкспертиза или его филиалах в регионах.
В письме Роснедр от 27.02.2009 N АЛ-02-30/1397 указано, что все проекты геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, независимо от источника их финансирования, подлежат геологической экспертизе. При этом проведение геологоразведочных работ по проектам, не прошедшим в установленном порядке геологическую экспертизу, является нарушением действующего законодательства РФ.
Следовательно, проект проведения геологических работ должен был пройти экспертизу в ФГУП "Геолэкспертиза".
Доказательств проведения указанной экспертизы проекта работ по геологическому изучению на участке недр "Забродье" Окуловского района истцом суду не представлено.
Учитывая, что действующее законодательство о недрах не допускает осуществление геологического изучения месторождения полезных ископаемых без положительного заключения государственной экспертизы, проведение работ на участке недр без соответствующего проекта геологоразведочных работ означает нарушение истцом требований законодательства РФ "О недрах", а именно статей 11, 22, 2, 36.1 Закона "О недрах".
Между тем, доказательства наличия прямой причинно-следственной связи между действиями Департамента и предъявленными к взысканию убытками (оплатой работ произведенных по гражданско-правовому договору) истцом в материалы дела с учетом положений статей 15 ГК РФ и 65 АПК РФ не представлено.
Действующее законодательство о недрах не допускает осуществление произведенных ООО "Геопарк" в рамках договора от 16.08.2010 N 08/01 топографо-геодезических работ без утверждения проекта геологоразведочных работ и получения необходимых согласований и экспертиз. В состав проектной документации включается также смета на выполнение работ по проекту. В связи с чем, только после экспертизы проекта возможно установить обоснованность затрат на конкретные работы и необходимость их проведения.
Доводы истца о том, что работы по подготовке картографического материала, проведенные ООО "Геопарк", были необходимы для подготовки проекта на геологическое изучение, документально не подтверждены и противоречат иным представленным в материалы дела документам.
Более того, определением Арбитражного суда Новгородской области об обеспечении иска от 01.10.2010 по делу N А44-4519/2010 ООО "Недранеруд" было запрещено производить геологическое изучение, разведку и добычу песка, а также иную хозяйственную деятельность на территории участка "Забродье", расположенного в 10 км. западнее г. Окуловка, между деревнями Перетно и Забродье Окуловского района Новгородской области. Вместе с тем, ООО "Недранеруд" продолжало работы на участке недр, согласно материалам дела Акт выполненных работ был подписан 08.11.2010, то есть в нарушение определения Арбитражного суда Новгородской области от 01.10.2014.
С учетом вышеизложенного, требование ООО "Недранеруд" о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию убытков, причиненных Департаментом по недропользованию по СЗФО в связи с оплатой обществом работ по договору N 08/01 от 16.08.2010 не доказано ни по праву, ни по размеру.
В апелляционной жалобе истец повторяет доводы, изложенные в судебном заседании суда первой инстанции, которым судом первой инстанции дана надлежащая и правильная оценка, оснований для переоценки не имеется.
При рассмотрении данного спора судом первой инстанции процессуальных нарушений не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 февраля 2015 года по делу N А56-21358/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Недранеруд"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21358/2014
Истец: ООО "Недранеруд"
Ответчик: Департамент по недропльзованию по Северо-Западному Федеральному округу, Росиийска Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначества по городу Санкт-Петербургу, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Третье лицо: Департамент по недропльзованию по Северо-Западному Федеральному округу