г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А21-19/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9055/2015) ФГБНУ "Калининградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 02.03.2015 по делу N А21-19/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ФГБНУ "Калининградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"
к Управлению Россельхознадзора по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Калининградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.12.2014 N 02/559/2014 о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 02.03.2015 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт, в обоснование своих возражений ссылается на ошибочность вывода суда о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно акту проверки N 02/542 от 28.11.2014 Управлением Россельхознадзора выявлен факт нарушения Учреждением требований подпунктов 1-3 пункта 13 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1997 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Так, протоколом об административном правонарушении N 02/559/2014 от 28.11.2014 зафиксирован факт невыполнения обязательных фитосанитарных (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями), агротехнических (приемы обработки почвы), мелиоративных (в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесно-кустарниковой растительности, в части сохранения достигнутого уровня мелиорации) мероприятий по сохранению плодородия почв на земельных участках сельскохозяйственного назначения с соответствующими кадастровыми номерами (входящими в состав многоконтурного земельного участка 39:10:000000:143), расположенных в близи пос. Июльское, Каменка, Овражье, Майское Полесского района Калининградской области, а именно непроведение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от заболачивания, зарастания многолетней сорной растительностью, деревьями, кустарниками.
По данному факту Управлением Россельхознадзора вынесено постановление от 23.12.2014 N 02/559/2014 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения и назначении ему административного наказания по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, прекратил производство по делу, указав на то, что данный спор не подведомственен арбитражному суду.
С данным выводом суда следует согласиться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Под компетенцией суда понимают полномочие суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела. Подведомственность является свойством юридического дела, позволяющим определить ту или иную систему федеральных судов (суды общей юрисдикции и арбитражные суды), в том числе по характеру спора и субъектному составу тяжущихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в вышеприведенных нормативных положениях установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Таким образом, обязательными критериями отнесения дела к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 20.02.2014 N 261-О, от 23.04.2015 N 739-О, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права.
При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления от 19.12.2013 N 40) разъяснено, что жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В настоящем случае оспариваемым постановлением Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, а именно за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения любого спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. При таких обстоятельствах оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено юридическим лицом именно в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а сам спор имеет экономическую основу, не имеется
Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований в данном случае не являются, при таких конкретных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
При этом, апелляционным судом на основе материалов дела учтено, что ранее, до обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, Учреждение в суд общей юрисдикции с теми же требованиями не обращалось и отказа в рассмотрении дела в нем в связи с неподведомственностью спора не получало, заявление изначально было подано в арбитражный суд. Поскольку, при таких обстоятельствах спора о подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом не возникло, Учреждение не лишено возможности реализовать право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, с соблюдением правил подведомственности спора.
Ссылка заявителя на необъединение судом в одно производство настоящего дела с делом N А21-1333/2015 отклоняется, поскольку в обжалуемом определении суд, отклоняя соответствующее ходатайство, правомерно со ссылкой на часть 2.1 статьи 130 АПК РФ указал на то, что на дату рассмотрения заявления по настоящему делу заявление по делу N А21-1333/2015 не было принято к производству суда. Действительно, заявление по делу N А21-1333/2015 принято к производству суда 03.03.2015, настоящее же определение вынесено 02.03.2015. Кроме того, заявителем не приведено убедительных обоснований, каким образом необъединение данных дел привело либо могло привести к принятию в настоящем деле неправильного судебного акта. В настоящее время по делу N А21-1333/2015 решением суда от 15.05.2015 спор завершен, в то время как в силу части 4 статьи 130 АПК РФ объединение дел в одно производство допускается до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 02.03.2015 по делу N А21-19/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного научного учреждения "Калининградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-19/2015
Истец: ФГБНУ "Калининградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по К/о