г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А56-72277/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: представителя Савватеевой Д.Ю. (доверенность от 13.01.2015)
от заинтересованного лица: представителя Щербаковой М.Г. (доверенность от 10.03.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7129/2015) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2015 по делу N А56-72277/2014 (судья Изотова С.В.), принятое
по заявлению Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу
о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и обязании совершить действия по кадастровому учету,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа от 15.07.2014 N 78/14-27465 Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу (далее - Кадастровая палата) в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., дом 21, корп. 2, литер К, и обязании Кадастровой палаты осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., дом 21, корп. 2, литер К.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 06.02.2015 признал незаконным как не соответствующее пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение Кадастровой палаты от 15.07.2014 N 78/14-27465 об отказе в осуществлении кадастрового учета сооружения (труба), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., дом 21, корп. 2, литер К. Суд обязал Кадастровую палату осуществить кадастровый учет сооружения (труба), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., дом 21, корп. 2, литер К.
Кадастровая палата подала апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права, неприменение норм, подлежащих применению, неправильное толкование закона, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы также полагал необоснованным удовлетворение судом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование.
В отзыве на жалобу Комитет просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Кадастровой палаты доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство заявителя о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией и переименованием Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Комитет направил в Кадастровую палату письмо от 19.03.2014 N 1666 с документами для постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет (оригинал запроса по форме на 2 л., технический план на сооружение на 21 л., заверенную копию доверенности на 1 л.).
Кадастровой палатой принято решение от 15.04.2014 N 78/14-15232 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов, поскольку не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (л.д. 10).
Решением от 15.07.2014 N 78/14-27465 Кадастровая палата отказала в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 7).
Полагая отказ Кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета спорного объекта незаконным, нарушающим право Комитета на дальнейшее распоряжение спорным объектом, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции счел указанные требования подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
По правилам статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия арбитражным судом решения о признании незаконным действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту), нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконным решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются на основании пункта 2 статьи 1 Закона о кадастре действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами статьи 26 Закона о кадастре; если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут согласно Закону о кадастре запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами этой статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в частности в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, или истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (пункт 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Кадастровый учет на основании статьи 16 Закона о кадастре осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если иное не следует из Закона о кадастре, необходимые для кадастрового учета документы представляются согласно пункту 1 статьи 22 Закона о кадастре заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства). Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В силу статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Согласно пункту 8 названной статьи сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 01 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Судом установлено, что основанием для приостановления осуществления кадастрового учета и последующего принятия решения об отказе явилось непредставление копии разрешения на ввод капитального объекта в эксплуатацию, являющегося, как указано в решении от 15.04.2014, документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта капитального строительства (л.д. 7, 10, 8).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на основании ранее действовавшего законодательства не могут в силу закона быть признаны самовольными постройками построенные до 01.01.1995 здания, строения и сооружения нежилого назначения, соответственно, подлежат постановке на кадастровый учет.
Апелляционный суд отклонил доводы жалобы, руководствуясь следующим.
Министерство экономического развития Российской Федерации, рассмотрев в пределах своей компетенции одно из обращений, сообщило в письме от 14.05.2014 N Д23и-1644 со ссылкой на часть 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" о том, что использование разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при подготовке технического плана является обязательным, если выдача такого разрешения предусмотрена действующим законодательством. Также указано на отражение необходимых сведений в техническом плане на основании составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости декларации, и для созданного объекта недвижимости декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Суд первой инстанции исходил при разрешении спора из того, что представленный в дело технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости и технического паспорта, составленного по результатам технического учета, проведенного 01.08.2013.
В силу изложенного следует признать, что обжалуемым отказом нарушены права и законные интересы Комитета в осуществлении им деятельности по управлению городским имуществом. Является отвечающим фактическим обстоятельствам и нормам законодательства вывод суда первой инстанции о том, что не может быть признан законным отказ в осуществлении кадастрового учета сооружения, построенного в 1987 году, собственник которого неизвестен, по причине отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; отказ не соответствует целям Закона о кадастре и препятствует созданию определенности в правах на указанный объект.
Апелляционный суд также согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 февраля 2015 года по делу N А56-72277/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке процессуального правопреемства заменить заявителя Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72277/2014
Истец: Комитет по управлению городским имуществом
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу