г. Красноярск |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А33-17194/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" июня 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 32441): Анфиногеновой Т.В., представителя на основании доверенности от 29.01.2015, паспорта;
от ответчика (государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации): Крафт Н.А., представителя на доверенности от 01.01.2015, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" февраля 2015 года по делу N А33-17194/2014, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 32441 (ИНН 2439003869, ОГРН 1032400950097, Красноярский край, поселок Солнечный) (далее - войсковая часть 32441, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, г. Красноярск) (далее - Фонд социального страхования, ответчик) о признании недействительными решения от 15.07.2014 N 1, N 2; об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 187 685 рублей 42 копейки и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 23 358 рублей 57 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 февраля 2015 года по делу N А33-17194/2014 заявленное требование удовлетворено. Признаны недействительными решения от 15.07.2014 N 1, N 2 об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов. На Фонд социального страхования возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов войсковой части 32441 путем возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 187 685 рублей 42 копеек и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 23 358 рублей 57 копеек на счет федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия".
Не согласившись с данным судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие обязанности для перечисления сумм излишне уплаченных страховых взносов на лицевой счет другого - вновь созданного юридического лица - федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия"; доказательств того, что указанное казенное учреждение является правопреемником войсковой части, в материалах дела не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
03.07.2014 войсковая часть 32441 обратилась в филиал N 13 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в общем размере 211 043 рубля 99 копеек, в качестве получателя денежных средств указав федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия").
Решениями от 15.07.2014 N 1 и N 2 Фонд социального страхования отказал войсковой части 32441 в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 187 685 рублей 42 копейки и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 23 358 рублей 57 копеек. Кроме того, ответчик направил в адрес заявителя письмо от 15.07.2014 (исх. N 13-06/01/2344), в котором указал на то, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов возможен лишь на счет учредителя - Министерства обороны Российской Федерации в случае поступления письменного обращения ликвидационной комиссии.
Не согласившись с указанными решениями, войсковая часть 32441 обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанными требованиями, указав на то, что излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежат перечислению на счет ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", поскольку сумма излишне уплаченных войсковой частью 32441 страховых взносов была установлена после закрытия ее лицевого счета в территориальном органе федерального казначейства, с 01.01.2011 Войсковая часть 32441 зачислена на финансовое обеспечение ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" без открытия лицевых счетов, которое производит отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковых частей, состоящих у него на финансовом обеспечении, а также предоставляет отчетность во внебюджетные фонды по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регламентируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Пунктом 5 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена корреспондирующая указанному праву плательщика страховых взносов обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Как следует из материалов дела, 03.07.2014 войсковая часть 32441 обратилась в адрес ответчика с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в общем размере 211 043 рубля 99 копеек, в качестве получателя денежных средств указав ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия".
Факт наличия переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование, заявленной к возврату, Фондом социального страхования не оспаривается, вместе с этим, решениями от 15.07.2014 N 1 и N 2 ответчик отказал заявителю в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 187 685 рублей 42 копейки и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 23 358 рублей 57 копеек, указав на то, что излишне уплаченные суммы могут быть возвращены только страхователю; войсковая часть 32441 исключена из перечня участников бюджетного процесса (отсутствует лицевой счет).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные ответчиком обстоятельства не могут послужить основанием для отказа заявителю в возврате излишне уплаченных сумм на страховые взносы в общем размере 211 043 рубля 99 копеек по следующим основаниям.
В целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, приказом министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в введении Министерства обороны Российской Федерации" были созданы территориальные Учреждения финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФБУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия". Войсковая часть 32441 была реорганизована путем выделения из его состава ФБУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия".
Учреждения финансового обеспечения Министерства обороны созданы для осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Воинские части, зачисляемые на финансовое обеспечение в соответствующий территориальный финансовый орган, не имеют собственного баланса, лицевых счетов в органах Федерального казначейства. Финансовыми учреждениями, на лицевой счет которых поступают денежные средства, в последующем направляемые на финансово-экономическое обеспечение войсковой части является территориальное Учреждение финансового обеспечения Министерства обороны.
Приказом начальника аппарата министра обороны Российской Федерации - заместителя министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 0228 войсковая часть 32441 с 01.01.2011 зачислена на финансовое обеспечение в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
Финансовые активы и обязательства Войсковой части 32441 переданы ФБУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", что усматривается из баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2011, копии приказа от 25.04.2011 "О вступительном балансе" N 11/04/25-1.
При таких фактических и правовых обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку суммы излишне уплаченных войсковой частью 32441 страховых взносов в Фонд социального страхования установлены после закрытия лицевого счета, на основании приказа от 20.09.2010 N 1144 войсковая часть 32441 реорганизована путем выделения из ее состава ФБУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", с 01.01.2011 войсковая часть 32441 зачислена на финансовое обеспечение ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" без открытия лицевых счетов, то излишне уплаченные суммы на страховые взносы в общем размере 211 043 рубля 99 копеек подлежат возврату страхователю - войсковой части 32441, но на счет ФКУ УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" - лица, являющегося получателем бюджетных средств войсковой части 32441.
Ссылка Фонда социального страхования на судебную практику не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам (войсковая часть ликвидирована).
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 февраля 2015 года по делу N А33-17194/2014 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Фонд социального страхования на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" февраля 2015 года по делу N А33-17194/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17194/2014
Истец: ФБУ Войсковая часть 32441
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ