г. Челябинск |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А07-25471/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседании Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Алексеевское жилищное управление" Уфимского района Республики Башкортостан о признании незаконными действий Министерства финансов Республики Башкортостан по возврату исполнительного листа.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Алексеевское жилищное управление" Уфимского района Республики Башкортостан - Галлиев А.Ф. (доверенность от 08.05.2014);
Министерства финансов Республики Башкортостан - Карагулов А.Ф. (доверенность N 08-15-13 от 20.04.2015);
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Шибаева О.Н. (доверенность N 46 от 11.02.2015).
03.12.2014 в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось общество с ограниченной ответственностью "Алексеевское жилищное управление" Уфимского района Республики Башкортостан (далее - взыскатель, заявитель, ООО "Алексеевское ЖУ") с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - финансовый орган, Министерство) по возврату исполнительного листа серии АС N 005413018 и обязании принять документ к исполнению.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2012 с Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - должник) в пользу заявителя взысканы судебные расходы - 20 000 руб., выдан исполнительный лист, который 25.08.2014 направлен для исполнения в Министерство.
Уведомлением от 03.09.2014 документ возвращен без исполнения по причинам неверного указания реквизитов должника, что является незаконным, т.к. все основания для возвращения исполнительного листа перечислены в п.3 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). Поскольку эти обстоятельства отсутствуют, возвращение исполнительного документа незаконно, недостатки в оформлении не препятствовали идентификации должника и исполнения судебного решения (т.1 л.д.3-5, 57-58).
Министерство возражало против заявленных требований, ссылалось на законность своих действий, на неверное оформление исполнительного листа (т.1 л.д.44-46).
Решением суда первой инстанции от 17.02.2015 в удовлетворении требований отказано.
Обязательные реквизиты, которые должны быть указаны в исполнительном листе, перечислены в п.4 ч.1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в т.ч. наименование должника, дата его государственной регистрации. Сведения должны быть достаточны для идентификации должника и не вызывать у исполнительного органа сомнений в наличии у него обязанности по уплате. Суд установил неверное указание в исполнительном документе наименования должника и даты его государственной регистрации, в документе не учтены преобразование государственного органа по Указу от 08.05.2013, и в этом случае суд должен был решить вопрос о процессуальном правопреемстве и определением внести изменения в исполнительный лист (т.1 л.д.88-96).
20.03.2015 от общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворения требований.
Суд не учел идентичность основного государственного регистрационного номера Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее -ГК РБ по жилищного надзору) и Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - ГЖИ РБ), индивидуального налогового номера, юридического адреса, что подтверждает их полное сходство.
По п.п.5 п.1 ст. 13 Федерального закона об исполнительном производстве N 129-фз от 08.08.2001 (далее - Закон N 129-фз) в исполнительном листе должна быть указана дата государственной регистрации в качестве юридического лица, которой согласно записи в реестр является 31.03.2003, а не 29.01.2001, т.е. дата государственной регистрации в документе указана верно. Кроме того, при наличии всех остальных верно указанных реквизитов, ошибка в указании даты госрегистрации не является существенным нарушением.
Изменение наименования юридического лица после выдачи исполнительного листа, но до предъявления его к исполнению не может являться основанием для его возврата (т.1 л.д.109-110).
Определением от 14.05.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, установив необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым делом (т.1 л.д. 131-133).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "Алексеевское жилищное управление" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 17.04.2008 (т.1 л.д.11-21), Министерство также зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1 л.д.22-29).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2012 с Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан в пользу заявителя взысканы судебные расходы 20 000 руб. (т.1 л.д.30-31), выдан исполнительный лист (т.1 л.д.32-35).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве юридического лица зарегистрирован Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору, дата государственной регистрации - 31.03.2003 (т.1 л.д.59-63), преобразованный в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
С заявлением от 25.08.2014 исполнительный лист направлен для взыскания с бюджетного учреждения в Министерство (т.1 л.д.36).
Уведомлением от 03.09.2014 финансовый орган возвратил исполнительный документ, указав в качестве причин:
-неверно указано наименование должника (вместо Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору указано Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан),
-дата государственной регистрации - 29.01.2001 не соответствует дате, указанной на сайте официального органа.
Предъявление исполнительного листа к исполнению возможно после устранения недостатков (т.1 л.д.32-43).
Исследовав материалы дела и выслушав стороны, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-фз), к исполнительным документам, направляемым судебному приставу-исполнителю, относятся в числе прочих судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В силу п.2 ст.239 Бюджетного кодекса РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Такие случаи предусмотрены, в частности, п.13 ст.242.3, п.12 ст.242.4, п.12 ст.242.5 БК РФ, когда должникам - федеральным казенным учреждениям, казенным учреждениям субъекта РФ, муниципальным казенным учреждениям, - открыты счета в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации.
По общему правилу, согласно ст.242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателя средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Таким органом в данном случае является Министерство.
На основании п.3 ст.242.1 БК РФ, основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в п.2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в п.п.1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению, представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Иные законные основания для возврата исполнительного документа материалами законом не установлены.
Согласно п.4 ч.1 ст.320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), в исполнительном листе должны быть указаны наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
По смыслу названных норм исполнительный лист должен содержать сведения, достаточные для идентификации должника, то есть, не вызывать у исполнительного органа сомнений в том, какое лицо является должником.
Судом установлено, что дата государственной регистрации государственного органа Республики Башкортостан "Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан" в качестве юридического лица в исполнительном листе в графе "Должник", указана неверно. По данным ЕГРЮЛ государственная регистрация произведена 29.01.2001, а в исполнительном листе указана дата 31.03.2003 - предположительно дата внесения записи о регистрации в государственный реестр.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ, сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе "Сведения о регистрации" дата регистрации должника - 29.01.2001 (л.д. 59-63).
Согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 08.05.2013 г. N УП-124 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору" Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан преобразована в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору, в дальнейшем в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, изменился его индивидуальный налоговый номер.
В силу части 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В данном случае произошло выбытие стороны - Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (прекратила деятельность при слиянии) и, следовательно, имелась необходимость в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве.
Исполнительный лист выдан в 2012 году, предъявлен к исполнению спустя продолжительное время - 25.08.2014 и не учитывает изменения, связанные с реорганизацией должника, в связи с чем, в него в установленном порядке могут быть внесены изменения.
Установленные несоответствия в предъявленном исполнительном листе являются существенными, и действия Министерства по его возврату для внесения исправлений являются правомерными. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
По п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 5 статьи 270 Кодекса суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2015 по делу N А07-25471/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Алексеевское жилищное управление" Уфимского района Республики Башкортостан отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25471/2014
Истец: ООО "Алексеевское жилищное управление" Уфимского района Республики Башкортостан
Ответчик: Министерство финансов Республики Башкортостан, Министрество финансов РБ
Третье лицо: Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору