г. Саратов |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А57-12675/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Каплина С.Ю., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Новатор" - Д.Н. Клочко по доверенности от 2 июня 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новатор" (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 15 октября 2014 года по делу N А57-12675/2014 (судья Калинина А.В.) и апелляционную жалобу Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области на дополнительное решение арбитражного суда Саратовской области от 13 марта 2015 года по делу N А57-12675/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новатор" (г. Саратов)
заинтересованные лица: Финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов)
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов),
МОУ "Средняя Общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области" (Саратовский район, с. Багаевка),
Управление образования администрации Саратовского муниципального района (г. Саратов)
о признании незаконным бездействия, о возложении обязанностей по устранению в полном объеме допущенных нарушений с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новатор" (далее ООО "Новатор", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее Финансовое управление), выразившегося в неисполнении решения арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 по делу N А57-10054/2009; в неисполнении обязанности предусмотренной ст. 242.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений до момента устранения нарушения; в неисполнении обязанности предусмотренной ст. 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений; о возложении на финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 октября 2014 года признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 года по делу N А57-10054/2009; неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Суд обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании Решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 г.
В остальной части заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Новатор", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Дополнительным решением от 15.03.2015 года признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Суд обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании Решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 г.
Не согласившись с дополнительным решением, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержала позицию Финансового управления.
Представитель ООО "Новатор" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Финансового управления. Считает дополнительное решение законным, обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 года "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", апелляционная жалоба может быть подана как на один судебный акт, так и на несколько судебных актов, принятых по одному делу, каждый из которых может быть обжалован отдельно, что само по себе не противоречит правилам главы 34 АПК РФ. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на несколько судебных актов по одному делу не исключается принятие одного судебного акта.
Учитывая, что поданы жалобы на решение и дополнительное решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о целесообразности рассмотрения апелляционных жалоб общества и финансового управления в одном судебном заседании с принятием одного судебного акта.
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 14 апреля 2015 и 06 мая 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционные жалобы без участия представителей Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, МОУ "Средняя Общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области", Управления образования администрации Саратовского муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В суде апелляционной инстанции ООО "Новатор" заявлен отказ от требований в части неисполнения обязанности, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. В связи с чем общество просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
Как следует из решения суда первой инстанции, суд отказал заявителю в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ ООО "Новатор" от указанных выше требований, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При этом одновременно с прекращением производства по делу апелляционная инстанция на основании пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет принятый судом первой инстанции судебный акт.
Учитывая изложенное решение арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2014 г. по делу N А57-12675/2014 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований ООО "Новатор" о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. Производство по делу N А57-12675/2014 в указанной части подлежит прекращению.
Кроме того, ООО "Новатор" заявлен отказ от апелляционной жалобы на решение арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2014 г.
Учитывая, что заявленный отказ не противоречит статье 49 АПК РФ и не нарушает прав других лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о его принятии и прекращении производства по апелляционной жалобе на основании пункта 4 ч. 1 статьи 150 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, проверив доводы апелляционной жалобы управления на дополнительное решение, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 года по делу N А57-10054/2009 с муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области" в пользу общества ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства" г. Саратов была взыскана задолженность по муниципальному контракту N 94 от 10 декабря 2007 года в сумме 297444 руб., неустойку за период с 1.01.2009 года по 20.05.2009 года в размере 11763 руб. 31 коп., всего 309207 руб. 31 коп., с последующим начисление неустойки с 21.05.2009 года по день фактического исполнения обязательства, из расчета ставки рефинансирования 12% годовых от суммы долга без НДС, а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскать денежные средства в субсидиарном порядке с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области.
В остальной части иска было отказано.
Также, с муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области" (ИНН 6432003592), с. Багаевка, Саратовской области в пользу общества ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства" (ИНН 6451417172), г. Саратов были взысканы судебные расходы по иску в сумме 7480 руб. 15 коп., а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскать денежные средства в субсидиарном порядке с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области.
09.10.2009 года по делу А57-10054/2009 был выдан исполнительный лист серии АС N 000451600 на принудительное исполнение судебного решения от 07.09.2009 года.
Определением от 25.01.2010 года было удовлетворено заявление ООО "Управление капитального строительства", о выдаче дубликата исполнительного листа серии АС N 000451600, выданного по делу N А57-10054/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства", г. Саратов, к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области", администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов, третье лицо: управление образования администрации Саратовского муниципального района, о взыскании задолженности по контракту в сумме 297444 руб., неустойки в размере 60203 руб. 88 коп., всего 357647 руб. 88 коп., а также неустойки по день исполнения обязательства, а при недостаточности денежных средств с собственника.
09.03.2010 года дубликат вышеуказанного исполнительного листа за новым номером АС N 000722742 был выдан представителю общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства" Кузьминовой А.В. по доверенности N 15 от 01.02.2010 года нарочно 11.03.2010 года.
Определением от 06.12.2011 года была произведена замена взыскателя - общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Новатор" (ИНН 6452948585) по судебному акту от 07.09.2009 года и исполнительному листу АС N 000722742 по делу N А57-10054/2009. В выдаче нового исполнительного листа по делу NА57-10054/2009 было отказано.
20.04.2012 года заверенная копия решения суда от 07.09.2009 года и исполнительный лист по нему были направлены на исполнение в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Письмом N 211 от 29.10.2012 года финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области сообщило взыскателю о том, что погашение задолженности затрудняется недостаточным бюджетным финансированием. Оплата по исполнительному листу АС N 000722742 возможна лишь при получении сверхплановых доходов.
Письмом от 17.06.2013 года исполнительный лист был возвращен без оплаты в связи с низким объемом поступлений доходов в казну Саратовского муниципального района, за счет которых возможно погашение сложившейся, перед ООО "Новатор", задолженности.
Также, Управлением было указано, что недостаточность бюджетных средств вынуждает их использовать на наиболее важные и необходимые цели, направленные на функционирование и выполнение первоочередных задач, стоящих перед органами местного самоуправления Саратовского муниципального района.
18.06.2013 исполнительный лист по указанному судебному решению был направлен на исполнение в Саратовское отделение службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - Саратовский РОСП).
24.10.2013 года вышеуказанный исполнительный лист возвращен Саратовским РОСП с актом о невозможности взыскания, в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
27.11.2013 года заверенная копия решения арбитражного суда Саратовской области, исполнительный лист в соответствии со ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ были направлены на исполнение в Финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
К данному заявлению было приложено письмо арбитражного суда Саратовской области от 11.11.2013 года, в котором было дополнительно указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ в связи с чем обществу разъяснено о его праве предъявить исполнительный лист, выданный на основании решения арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 года по делу N А57-10054/2009, к субсидиарному должнику в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
В связи с тем, что финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области решение суда от 07.09.2009 года о взыскании денежных средств в пользу ООО "Новатор" не было исполнено, заявитель обратился в суд с заявлением, в котором, в том числе, просил суд признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального образования, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, обязать Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании решения арбитражного суда Саратовской области от 07.092009г.
Решением суда по настоящему делу от 15.10.2014 г. суд признал незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 245.5 БК РФ по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе по делу N А57-10054/2009, выданному на основании Решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 г.
Таким образом, суд решением от 15.10.2014 года признал незаконным бездействие управления в отношении основного должника - школы и не рассмотрел заявленные требования в отношении субсидиарного должника администрации.
22 января 2015 года в арбитражный суд Саратовской области обратился заявитель с ходатайством о вынесении дополнительного решения для рассмотрения требования заявителя, по которому судом 15.10.2014 г. не было принято решение, а именно по требованию к субсидиарному должнику - Администрации СМР Саратовской области.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 178 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.
По смыслу статьи 178 АПК РФ дополнительное решение является самостоятельным судебным актом, направленным на исправление недостатков судебного решения.
Поскольку суд при принятии решения от 15.10.2014 года не рассмотрел требования заявителя о признании незаконным бездействия Финансового управления в отношении субсидиарного должника - Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, указанного как в решении суда от 07.09.2009 года по делу N А57-10054/2009 по делу, так и в выданном на его основании исполнительном листе, у суда первой инстанции имелись законные основания для принятия дополнительного решения в части рассмотрения требований заявителя, касающихся субсидиарного должника.
Довод Финансового управления, изложенный в апелляционной жалобе о том, что указанные выше требования были рассмотрены судом первой инстанции и в их удовлетворении было отказано решением суда от 15.10.2014 года, опровергаются названным решением, которым, как следует из мотивировочной части, заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении обязанности предусмотренной ст. 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, поскольку, обязанность, предусмотренная ст. 242.5 БК РФ по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возложена на должника - Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области" (страницы 13-15 решения, т. 2 л.д. 42-44).
Изложенные обстоятельства подтверждают правомерность принятия судом первой инстанции дополнительного решения по требованиям, не рассмотренным и не отраженным в решении от 15.10.2014 года.
Таким образом, процессуальных нарушений при принятии судом первой инстанции дополнительного решения от 13.03.2015 года судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы Финансового управления о несоответствии дополнительного решения нормам материального права, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регламентирован ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 указанной нормы предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Следовательно, при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Таким образом, при неисполнении судебного акта в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в Кодексе.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Как было указано выше, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2009 года по делу N А57-10054/2009 с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области в субсидиарном порядке в пользу общества ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства" г. Саратов, замененного в дальнейшем в порядке процессуального правопреемства на ООО "Новатор", была взыскана задолженность по муниципальному контракту N 94 от 10 декабря 2007 года в сумме 297444 руб., неустойку за период с 1.01.2009 года по 20.05.2009 года в размере 11763 руб. 31 коп., всего 309207 руб. 31 коп., с последующим начисление неустойки с 21.05.2009 года по день фактического исполнения обязательства, из расчета ставки рефинансирования 12% годовых от суммы долга без НДС, и судебные расходы.
Таким образом, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области является субсидиарным должником и Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа требований исполнительного листа, должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета Саратовского муниципального района Саратовской области, в связи с чем, несет обязанность по совершению предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий по исполнению требований исполнительного документа.
Фактическое получение Финансовым управлением Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предъявленного Обществом к исполнению исполнительного листа и приложенных к нему документов 27.11.2013 года подтверждено материалами дела и не оспаривается Финансовым управлением.
Однако доказательств осуществления Финансовым управлением предусмотренных п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах субсидиарного должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), материалы дела не содержат.
Диспозиция данной статьи не содержит каких-либо условий для ее применения - неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Кроме того, недостаток бюджетного финансирования и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы не указаны в действующем законодательстве в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по не приостановлению с 27.11.2013 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, открытых в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области требований исполнительного листа выданного арбитражным судом Саратовской области на основании решения суда по делу N А57-10054/2009 от 07.09.2009 года в течении трёх месяцев со дня поступления в Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района и в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области с целью устранения нарушения прав взыскателя приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений за исключением операций по исполнению исполнительного листа по делу N А57-10054/2009 решение от 07.09.2009, выданного арбитражным судом Саратовской области.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены дополнительного решения не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Финансового управления, не могут служить основанием для отмены дополнительного решения.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 150, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Новатор" от заявленных требований в части признания незаконным бездействия Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2014 г. по делу N А57-12675/2014 об отказе в удовлетворении требований ООО "Новатор" в части признания незаконным бездействия Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ по обеспечению лимитов бюджетных обязательств в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений отменить.
Производство по делу N А57-12675/2014 в указанной части прекратить.
Принять отказ ООО "Новатор" от апелляционной жалобы на решение арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2014 г. по делу N А57-12675/2014.
Производство по апелляционной жалобе ООО "Новатор" на решение арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2014 г. по делу N А57-12675/2014 прекратить.
Дополнительное решение арбитражного суда Саратовской области от 13 марта 2015 года по делу N А57-12675/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления администрации Саратовского муниципального района без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12675/2014
Истец: ООО "Новатор"
Ответчик: Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, МОУ " Средняя Общеобразовательная школа с. Бегаевка Саратовского оайона Саратовской области", МОУ СОШ с. Багаевка, Управление образования администрации Саратовского муниципального района, Управление образования администрации Саратовского муниципального района САратовской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8605/15
21.12.2015 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12675/14
30.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-571/15
03.06.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11993/14
15.10.2014 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12675/14