г. Москва |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А41-71753/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс" - Терон О.Н. представитель по доверенности от 03 июня 2014 года,
от Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства - Анопова Е.А. представитель по доверенности от 25 декабря 2014 года N 77-30-34/4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю (Москомстройинвест) в области долевого строительства на решение Арбитражного суда Московской области от 31.03.2015 по делу N А41-71753/14, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "Строительный Альянс" к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2014 N 05-07-14-115,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительный Альянс" (далее - ООО "Строительный Альянс", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области делового строительства (далее - комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16.10.2014 N 05-07-14-115, о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.03.2015 заявленные требования ООО "Строительный Альянс" удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 29.07.2014 общество, как застройщик многоквартирных домов по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, дер. Сосенки, ул. Ясеневая, представило в комитет отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных домов за II квартал 2014 года (л.д. 54 т. 1).
Комитетом по результатам анализа представленного отчета составлено заключение от 07.08.2014 N 229-2/14, из которого следует, что отчетность содержит недостоверные сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, а именно:
- сумма активов застройщика равна 6 254 566 тыс. рублей, общая сумма обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве составляет 219 554 тыс. рублей. Соответственно норматив обеспеченности обязательств должен быть равен 28,49 (соответствует нормам законодательства, т.к. он больше 1). Однако в отчетности застройщика (пункт 2 Приложения N 4 к Правилам) норматив обеспеченности обязательств равен 6,94;
- сумма активов застройщика, не связанных со строительством равна 661 995 тыс. рублей. Общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве составляет 6 656 474 тыс. рублей. Соответственно, норматив целевого использования должен быть равен 0,1 (соответствует нормам законодательства, т.к. он не больше 1). Однако в отчетности застройщика (пункт 3 Приложения N 4 к Правилам) норматив целевого использования средств равен 0,87 (л.д. 50 т. 1).
По данному факту административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.09.2014 N 05-07-14-115-01, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ (л.д. 72 т. 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 16.10.2014 N 05-07-14-115, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей 00 копеек (л.д. 87 т. 1).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, ООО "Строительный Альянс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что представленная отчетность содержит некорректные сведения, которые не являются недостоверными.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Пунктом 2.2 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ предусмотрено право контролирующего органа получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ предусмотрено, что контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года N 645 (далее - Правила N 645).
На основании пункта 2 Правил N 645 застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 3 данных Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
В пункте 4 Правил N 645 установлено, что отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Датой представления отчетности считается дата ее поступления в уполномоченный орган.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.
Как следует из материалов дела, общество является застройщиком объекта многоквартирных домов по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, дер. Сосенки, ул. Ясеневая.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 30.09.2014 и оспариваемого постановления следует, что обществом нарушены пункты 2 и 3 Приложения N 4 к Правилам N 645 - общество представило в Москомстройинвест отчетность за II квартал 2014 года содержащую недостоверные сведения.
Проанализировав и оценив представленные административным органом доказательства, в обоснование вменяемого обществу правонарушения (в части предоставления недостоверных сведений), суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2006 N 233 утверждено Положение о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (далее - Положение N 233).
Согласно пунктам 3, 5 Положения N 233 оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика по нормативам обеспеченности обязательств и целевого использования средств осуществляется им ежеквартально и рассчитывается в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 N 06-137/пз-н (далее - Инструкция).
В силу пунктов 1.2. Инструкции, информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 2.1. Инструкции, норматив обеспеченности обязательств рассчитывается по следующей формуле: Н1=А/О, где: А - стоимость активов застройщика; О - сумма обязательств застройщика перед участниками долевого строительства.
При этом обязательства застройщика перед участником долевого строительства определяются исходя из цены договора участия в долевом строительстве.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Обществом в материалы дела представлены договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома, в которых предусмотрена оплата как в долларах США, так и в рублях.
Следовательно, общество, указывая информацию об исполнении застройщиком договоров участия в деловом строительстве в рублях и в долларах США, напротив, предоставляло именно достоверную информацию.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае, представленная отчетность содержит некорректные сведения, которые не являются недостоверными.
Часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ не предусматривает ответственность за предоставление некорректных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что общество предприняло все возможные меры к исполнению возложенных на него обязанностей, путем предоставления достоверной отчетности. Доказательств обратного комитетом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2014 N 05-07-14-115 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Доводы, приведенные ООО "Строительный Альянс" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.03.2015 по делу N А41-71753/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71753/2014
Истец: ООО "Строительный Альянс"
Ответчик: Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
Третье лицо: Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства