г. Москва |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А41-57281/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Караблин Ю.В., по доверенности от 20.04.2014,
от заинтересованного лица - Сусакова Е.В., по доверенности от 30.12.2014 N 2.10/1548,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Юкар Интернешнл" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2015 по делу N А41-57281/14, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юкар Интернешнл" к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юкар Интернешнл" (далее - ООО "Юкар Интернешнл", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского поселения Одинцово (далее - администрация, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия администрации по невнесению в схему размещения нестационарных торговых объектов городского поселения Одинцово автоприцепов типа "Тонар", принадлежащих ООО "Юкар интернешнл", в Южной промзоне города Одинцово; об обязании внести в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на период с 01.01.2014 по 31.12.2015, утверждённую постановлением Главы городского поселения Одинцово N 1069 от 31.10.2013, путём внесения изменений в данную схему о включении стационарных объектов в городе Одинцово Московской области по следующим адресам: ул. Железнодорожная, около д. 19, ул. Полевая, около д. 6, ул. Южная, около д. 2, ул. Старое Яскино, около д. 35, ул. Акуловская, около остановки дом отдыха "Озёра".
Решением от 16 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Юкар Интернешнл" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель общества ссылался на необоснованное бездействие администрации, выразившиеся в не рассмотрении вопроса о включении объектов мелкорозничной торговли в схему размещения на период с 01.01.2014 по 31.12.2015. Принадлежащие ООО "Юкар интернешнл" автоприцепы установлены не самовольно, а на основании схем размещения, согласованных и утвержденных администрацией Одинцовского района. В силу решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 25.11.2009 N 4/3 объекты заявителя могут быть внесены в схему размещения нестационарных торговых объектов без конкурса и без пересмотра места расположения и эксплуатации автоприцепов.
Представитель администрации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 14.08.2012 Главой городского поселения Одинцово вынесено постановление N 785 об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (указанных в Приложении N 1) на территории городского поселения Одинцово на период до 31.12.2014.
31.10.2013 Главой городского поселения Одинцово вынесено постановление N 1069 об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово на период с 01.01.2014 до 31.12.2015.
Заявитель, считая, что утверждённая схема размещения не отражала и не отражает реального расположения торговых объектов в городе Одинцово, в данную схему необоснованно не включены автоприцепы типа "Тонар", принадлежащие ООО "Юкар интернешнл", осуществляющие развозную торговлю продуктами питания в Южной промзоне города Одинцово, обратился в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ, который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1 пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 2 статьи 10 названного Закона порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Правил схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно материалам дела размещение нестационарных торговых объектов в г. Одинцово проводится в соответствии с Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" на основании постановления администрации городского поселения Одинцово от 31.10.2013 N1069 "Об утверждении схемы размещения стационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на период с 01.01.2014 по 31.12.2015", которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово. Из указанной схемы следует, что нестационарные торговые объекты, принадлежащие ООО "Юкар Интернешнл", в схеме отсутствуют.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на нарушение администрацией части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", так как нестационарные торговые объекты общества размещены и эксплуатируются по указанным обществом адресам задолго до утверждения схемы, места согласованы с Одинцовским муниципальным районом.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данную ссылку общества, так как доказательств того, что ранее нестационарные торговые объекты, принадлежащие обществу, были в установленном порядке включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, законно размещались в г.Одинцово, заявителем не представлено.
Ссылка на схемы размещения, согласованные с администрацией Одинцовского муниципального района, правильно не принята судом первой инстанции, так как в соответствии с Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований.
Доказательств наличия договоров аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов с собственниками земельных участков обществом не представлено.
Длительность периода эксплуатации обществом спорных нестационарных торговых объектов не является достаточным правовым основанием для признания незаконным бездействия по не включению объектов в схему.
В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р, не допускается размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в схему, а также в полосах отвода автомобильных дорог.
Согласно актам по итогам проведения мониторинга неправомерно размещенных объектов мелкорозничной торговли от 18.02.2013 объекты мелкорозничной торговли размещены и осуществляют торговую деятельность в г. Одинцово Московской области по ул. Акуловская, у въезда в д/о "Озера"; ул. Железнодорожная, у дома 19 (у железнодорожного переезда); ул. Полевая, у дома 5; ул. Южная, у ресторана "Наира"; на перекрестке ул. Старое Яскино и Транспортного проезда.
Автомобильные дороги по вышеуказанным адресам являются собственностью муниципального образования "городское поселение Одинцово", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
22.02.2013 администрация городского поселения Одинцово направила заказным письмом уведомление N 2.11/35-ир от 20.02.2013 в адрес ООО "Юкар Интернешнл" об освобождении территории, принадлежащей муниципальному образованию, от торговых объектов в срок до 01.03.2013.
Согласно статье 62 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при отсутствии документации по планировке территории размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги допускается по согласованию с владельцем автомобильной дороги.
Таким образом, ООО "Юкар Интернешнл" нарушает права городского поселения Одинцово как собственника автомобильной дороги общего пользования Ml "Беларусь" - Полевая - Можайское шоссе.
Кроме того, администрация еще в 2013 году неоднократно уведомляла общество о необходимости демонтажа спорных нестационарных объектов, а 30.07.2014 Арбитражный суд Московской области принял к производству заявление администрации к ООО "Юкар интернешнл" об обязании демонтировать спорные нестационарные торговые объекты, что свидетельствует об отсутствии бездействия администрации при не включении нестационарных торговых объектов ООО "Юкар Интернешнл" в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Довод жалобы о наличии бездействия администрации в не рассмотрении вопроса о включении объектов мелкорозничной торговли в схему размещения на период с 01.01.2014 по 31.12.2015 апелляционный суд находит необоснованным.
Согласно письму администрации от 14.05.2014 N 28/1877 изменения в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на период с 01.01.2014 по 31.12.2015" вносятся не чаще одного раза в полугодие (т. 2 л.д. 10).
Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок хозяйствующих субъектов от 06.02.2015 N 1, комиссией был рассмотрен вопрос общества о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Одинцово объектов мелкорозничной торговли. По результатам рассмотрения комиссией принято решение о не включении указанных объектов в схему размещения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе об отсутствии бездействия администрации городского поселения Одинцово по не включению в схему размещения нестационарных торговых объектов городского поселения Одинцово автоприцепов типа "Тонар" ООО "Юкар интернешнл" в Южной промзоне города Одинцово.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в связи с отсутствием причин к восстановлению срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Схема, в которую не внесены нестационарные торговые объекты общества, утверждена постановлением Главы городского поселения Одинцово N 1069 от 31.10.2013. В соответствие с Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р постановление подлежит публикации в средствах массовой информации городского поселения Одинцово и опубликованию в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации городского поселения.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанное постановление было в установленном порядке опубликовано.
Фактически с заявлением в суд общество обратилось 16.09.2014, что подтверждается оттиском штампа Арбитражного суда Московской области, то есть с пропуском установленного законом срока.
Согласно доводам общества, они считали, что объекты общества включены в схему и не читали этого постановления.
Между тем, данное обстоятельство не является уважительной причиной для восстановления пропущенного процессуального срока.
На основании части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для восстановления обществу пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Юкар Интернешнл", считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2015 по делу N А41-57281/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57281/2014
Истец: ООО "Юкар Интернешнл"
Ответчик: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской обл.
Третье лицо: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской обл.
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1545/16
11.01.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-57281/14
26.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11982/15
03.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3017/15
16.03.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-57281/14