г. Киров |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А82-882/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитинской Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителя заявителя Ивановой Е.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2015
представителя ответчика - Ивневой М.Б., действующей на основании доверенности от 11.08.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2015 по делу N А82-882/2015, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" (ИНН: 7601001509, ОГРН: 1027600842972)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.01.2015 N 04-05/04ЕМ-14,
установил:
открытое акционерное общество "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" (далее - заявитель, ОАО "ЯШЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 12.01.2015 N 04-05/04ЕМ-14, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности на основании статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 31.03.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ЯШЗ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления УФАС в части размера назначенного штрафа и установлении его в размере 30 000 рублей.
Заявитель отмечает, что Общество является шинным предприятием, основными видами деятельности которого является производство и реализация шинной продукции; передача электроэнергии не является основной для ОАО "ЯШЗ" деятельностью, доходы от оказания данной услуги относительно валовой выручки Общества незначительны, однако на заявителя возлагается обязанность по подготовке и опубликованию информации, сопоставимой по объему с информацией, публикуемой профессиональными субъектами рынка электроэнергии. ОАО "ЯШЗ" указывает на то, что нарушение сроков опубликования информации допущено в связи со значительным объемом работы по ее подготовке. При этом, учитывая характер правонарушения, отсутствие какого-либо вреда охраняемым общественным отношениям, заявитель полагает, что административный штраф в размере 200 000 рублей является несправедливой мерой ответственности, в связи с чем находит возможным его снижение.
Антимонопольный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы Общества, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "ЯШЗ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить; представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ЯШЗ" имеет в пользовании объекты электросетевого имущества, включающего в себя кабельные линии, трансформаторные подстанции, распределительные устройства и иное оборудование, предназначенное для осуществления передачи электрической энергии.
Приказами Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 26.12.2012 N 191-ээ/п, от 30.12.2013 N 193-ээ/п установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Обществом и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго".
В период с 23.10.2014 по 24.10.2014 специалистами антимонопольного органа в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации) был произведен осмотр Интернет-сайта по адресу http://www.yashz.ru, являющегося официальном сайтом ОАО "ЯШЗ".
В ходе осмотра установлено отсутствие на сайте сведений, предусмотренных подпунктом "г" пункта 9, подпунктами "а", "б", "в (1)", "л" пункта 11 Стандартов раскрытия информации. Результаты осмотра отражены проверяющими в акте от 24.10.2014 (л.д. 132-135).
19.11.2014 по факту выявленных нарушений в отношении ОАО "ЯШЗ" в присутствии его представителя по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ (л.д. 103-104).
12.01.2015 заместитель руководителя антимонопольного органа, рассмотрев данный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 36-43).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в деянии (бездействии) Общества всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, в связи с чем, не усмотрев признаков малозначительности совершенного правонарушения, признал оспариваемое постановление законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрено наступление ответственности за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Субъектами данного правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
В качестве противоправного деяния (бездействия), образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, Обществу вменено несоблюдение требований Стандартов раскрытия информации в части неопубликования определенной данным нормативным правовым актом информации на официальном сайте ОАО "ЯШЗ".
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ для целей данного закона территориальная сетевая организация понимается как коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть
Этой же статьей услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Материалами дела подтверждается, что Обществом среди прочих видов деятельности (производство и реализация шинной продукции) осуществляется возмездная деятельность по передаче электрической энергии, следовательно, заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии, сетевой организацией, а в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и субъектом естественной монополии, в связи с чем на основании пункта 2 Стандартов раскрытия информации заявитель обязан раскрывать информацию в соответствии с данным документом.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия установлены Стандартами раскрытия информации.
При этом согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) данного документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктом 3(1) Стандартов также предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
Перечень подлежащей обязательному опубликованию информации приведен, в том числе в пунктах 9, 11 Стандартов раскрытия информации.
Согласно пункту 10(2) Стандартов информация, указанная в подпункте "г" пункта 9 данного документа, подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
Пунктом 12 Стандартов предусмотрено, что информация, указанная в подпункте "а" пункта 11 подлежит опубликованию ежегодно, до 1 марта, а в случае изменения - с даты принятия соответствующего решения в течение 5 дней; информация, указанная в подпункте "б" пункта 11 - ежегодно, до 1 марта; информация, указанная в подпункте "в (1)" пункта 11 - ежеквартально; информация, указанная в подпункте "л" пункта 11 - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
В силу пункта 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Антимонопольным органом установлено и материалами дела подтверждено, что по состоянию на 24.10.2014 ОАО "ЯШЗ", являясь субъектом розничного рынка электрической энергии и субъектом естественной монополии, не раскрыло информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 9, подпунктами "а", "б", "в (1)", "л" пункта 11 Стандартов раскрытия информации.
В силу вышеизложенного имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но не предприняло все зависящие от него меры для их соблюдения. Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежаще исполнить требования действующего законодательства, заявителем в материалы дела не представлено.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ОАО "ЯШЗ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ. Данное обстоятельство по существу заявителем апелляционной жалобы не оспаривается, с вмененным нарушением Общество не спорит, однако полагает, что размер назначенного ему административного наказания несоразмерен характеру нарушения.
Вместе с тем требования Стандартов раскрытия информации являются обязательными для всех субъектов розничного рынка электрической энергии безотносительно к размеру выручки субъекта от оказания данной услуги и вне зависимости от того, является для них деятельность по передаче электрической энергии основной или вспомогательной.
Нарушение субъектом розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, а также в электронных средствах массовой информации, препятствует эффективному осуществлению контроля, следовательно, совершенное Обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений и порядок государственного регулирования в области энергетики.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель на протяжении длительного периода (в течение двух лет) не выполнял предусмотренную для сетевой организации обязанность по раскрытию информации, что не могло быть не учтено антимонопольным органом и судом, поскольку свидетельствует о пренебрежительном отношении к выполнению публичных обязанностей. Представленные в дело материалы свидетельствуют о том, что Общество не руководствуется в своей деятельности действующими нормативными правовыми актами.
Сказанное исключает возможность признания рассматриваемого случая в качестве исключительного, а также не позволяет считать имеющимися основания, на которые указывает заявитель, для изменения размера назначенного Обществу административного взыскания.
Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), по мнению апелляционного суда, отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Судом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи, с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о том, что совершенное правонарушение не повлекло существенного вреда охраняемым правоотношениям.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит аргументы заявителя несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная Обществом при обращении в суд апелляционной инстанции по платежному поручению от 10.04.2015 N 38, подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2015 по делу N А82-882/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод" (ИНН: 7601001509, ОГРН: 1027600842972) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (трех тысяч) рублей 00 копеек, уплаченную по платежному поручению от 10.04.2015 N 38.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-882/2015
Истец: ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области