г. Москва |
|
3 июня 2015 г. |
Дело N А40-11780/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой, единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 21 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 по делу N А40-11780/15, принятое судьей Л.А. Шевелевой, по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (ИНН 7733046721) к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 21 (ИНН 7710030933) о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" - Сидорова С.М. по дов. от 13.01.2015,
от Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 21 - Максимов В.А. по дов. от 27.03.2015,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 удовлетворено заявление Федерального бюджетного учреждения "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (далее - учреждение, заявитель) о признании недействительными вынесенных Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Филиал N 21 (далее - фонд) решения от 23.12.2014 N 48 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части обязании оплатить недоимку по страховым взноса по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 243,96 руб., а также начисления штрафа в размере 48,79 руб. и решения от 23.12.2014 N 49 ОСС (доход) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части обязании оплатить недоимку страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 3 537,37 руб., а также начисления штрафа в размере 707,47 руб.
Фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований учреждения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление учреждения, исходил из того, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки и не относятся по своей правой природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, в связи с чем квалифицированы как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, поскольку не является объектом начисления страховых взносов.
В апелляционной жалобе фонд приводит довод о том, что Федеральный закон N 212-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень объектов обложения страховыми взносами, компенсационная выплата не поименована в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и, следовательно, на основании ч. 1 ст. 7 названного закона подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Данный довод фонда отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка учреждения за период 2011-2013 гг., по результатам которой составлен акт от 28.11.2014 N 97 НС документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Актом установлено, что за проверенный период в базу для начисления страховых взносов не была включена оплата 4 дополнительных выходных дней для ухода за ребенком - инвалидом на сумму 121 978,21 руб., недоначисление страховых взносов составляет 3 781,33 руб. в том числе страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %) 243,96 руб.
Фондом составлен протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 23.12.2014 N 97 н/с, которым установлены занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 121 978,21 руб., неуплата страховых взносов в сумме 243,96 руб. Фондом начислен штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов составил 48,79 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки 23.12.2014 фондом вынесено решение N 48 н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональном заболевании, которым учреждение привлечено к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
По результатам документальной выездной проверки фондом также составлен акт N 97 ОСС (доходы) от 28.11.2014 исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ плательщиком страховых взносов, согласно которому занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ составило 121 978,21 руб., сумма неуплаченных страховых взносов - 3 537,37 руб.
Фондом составлен протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 23.12.2014 N 97 ОСС (доход), которым установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 121 978, 21 руб. Указано, что сумма неуплаченных страховых взносов составила 3 537,37 руб., начислен штраф за неуплату сумм страховых взносов в размере 707,47 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесено решение от 23.12.2014 N 49 ОСС (доход) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которым учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 922, 62 руб. (т. 1, л.д. 34).
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что произведенные выплаты работникам учреждения относятся к числу иных выплат и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 по делу N А40-11780/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 21 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11780/2015
Истец: ФБУ ЦКБ ГА, Федеральное бюджетное учреждение "Центральная клиническая больница гражданской авиации"
Ответчик: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ-МРО ФСС РФ