г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А26-8883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца: Аникина Е.В. - доверенность от 31.12.2014
от ответчика: Иванов И.В. - доверенность от 27.04.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8405/2015) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2015 по делу N А26-8883/2014 (судья Богданова О.В.), принятое
по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа
к ООО "ЛСМ Ленстроймонтаж"
о признании недействительным открытого аукциона и применении последствий недействительности ничтожной сделки
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (ОГРН: 1001040505, место нахождения: 185031, г. Петрозаводск, ул. Московская 12а, далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ленстроймонтаж" (ОГРН:1077847599455, место нахождения: г.Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.89Б, 11Н, далее - ответчик, Общество) о признании недействительными открытого аукциона и заключенного по результатам проведения аукциона муниципального контракта от 03.06.2014 N 0106300010514000057-0142294-02 с ООО "Ленстроймонтаж", а также применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двухстороннего возврата сторонами полученных денежных средств, возврата стоимости выполненных работ.
Решением суда от 27.02.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Администрация обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на статьи 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также считает, что отказ суда в признании сделки недействительной лишил Администрацию права с целью защиты публичных интересов, обратиться в соответствующий орган для внесения ООО "Ленстроймонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.06.2014 между Администрацией и Обществом по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен муниципальный контракт N 0106300010514000057-0142294-02 на выполнение работ по текущему содержанию мостов, в том числе наплавного моста через пролив Логмозерский, автодорог общегородского и районного значения, тротуаров, остановок, лестничных спусков в границах Петрозаводского городского округа.
Пунктом 2.1 муниципального контракта была определена его окончательная стоимость - 49 737 678,85 рублей. Срок действия муниципального контракта был определен пунктом 6.1 с момента его подписания до 15.04.2015.
Дополнительным соглашением от 03.10.2014 стороны договорились расторгнуть контракт по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ с 01.11.2014.
При этом пунктом 2 указанного дополнительного соглашения стороны установили, что сумма, подлежащая оплате за выполненные работы за период июль-сентябрь 2014 года, составляет 11 561 827 руб. 79 коп. Работы, выполненные в июне 2014 года, оплачены заказчиком в полном объеме в сумме 5 406 837 руб. 94 коп.
Условиями муниципального контракта (пункты 2.6., 2.7.) предусмотрено обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет в размере 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. 25.05.2014 ответчик предоставил истцу в электронном виде платежное поручение N 1548 о внесении на счет Администрации денежных средств в размере 18 308 348,11 руб. в качестве оплаты по обеспечению исполнения муниципального контракта. Поскольку указанное платежное поручение содержало в себе все необходимые реквизиты, а также сведения о банке через который участник размещения заказа осуществлял перевод денежных средств, заказчик со своей стороны 03.06.2014 подписал оспариваемый муниципальный контракт условиях документации об аукционе.
Между тем, в октябре 2014 г. в процессе служебной переписки между структурными подразделениями Администрации выяснилось, что денежные средства по платежному поручению N 1548 от 25.05.2014 не поступили на счет истца, что, по мнению Администрации, является существенным нарушением условий сделки и подтверждает факт представления Обществом недостоверных документов при заключении государственного контракта.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации с настоящим иском в арбитражный суд.
Признавая исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции исходил из того, что приведение сторон контракта в первоначальное положение невозможно, а удовлетворение иска в остальной части не может привести к восстановлению нарушенного права Администрации.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Статьей 47 Закона N 44-ФЗ определено, что в случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
При этом в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а в данном случае способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 449 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При этом реализация права на оспаривание торгов заинтересованным лицом возможна в том случае, если заключенной по их результатам сделкой нарушены его права или охраняемые законом интересы, а целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.
Исходя из положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги являются оспоримой сделкой, а споры о признании их недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 739-О-О положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Из приведенных норм права следует, что истец, требуя признания торгов недействительными и применения к ним последствий недействительности сделки, должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.
Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов) и что конкретно может служить основанием для признания торгов недействительными.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", применение которого возможно по аналогии, под грубым нарушением правил конкурса или аукциона понимается нарушение порядка проведения конкурса или аукциона, которое могло привести к неправильному определению победителя, а также необоснованный отказ от участия в конкурсе (аукционе).
Таким образом, возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что за период действия муниципального контракта до его расторжения сторонами подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы в следующем объеме:
- за июнь 2014 года - 5 406 837 руб. 94 коп.,
- за июль 2014 года - 4 598 329 руб. 32 коп.,
- за август 2014 года - на сумму 4 911 244 руб. 31 коп., за сентябрь 2014 года - на сумму 4 114 558 руб. 19 коп.,
Всего на сумму 19 030 969 руб. 76 коп.
При этом работы за июнь 2014 года в сумме 5 406 837 руб. 94 коп. оплачены, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой признание торгов и заключенных по их итогам договоров недействительными допускается только в случаях, когда такое признание приведет к реальному восстановлению нарушенных прав заинтересованной стороной.
Применяя последствия недействительности сделки, суд преследует цель приведения сторон данной сделки в первоначальное положение, которое существовало до ее совершения.
На основании изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведение сторон муниципального контракта от 03.06.2014 в первоначальное положение в рамках применения последствий недействительности сделки фактически невозможно.
Признание спорного аукциона и муниципального контракта от 03.06.2014 недействительными не приведет к реальному восстановлению прав истца, существовавших до расторжения с ним указанного контракта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 февраля 2015 года по делу N А26-8883/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8883/2014
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: ООО "ЛСМ Ленстроймонтаж"