город Москва |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А40-196940/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю., судей Александровой Г.С., Кораблевой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми на решение Арбитражного суда города Москвы
от 04 февраля 2015 года по делу N А40-196940/2014,
принятое судьей Коноваловой Е.В. по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН 1101486815, ОГРН 1071101000233) к Открытому акционерному обществу "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца не явился, извещен
от ответчика не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесов Республики Коми (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик) о расторжении договора от 23.09.2009 N С0990526/19/09-АЗ, взыскании 5 180 руб.55 коп. долга.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ЗАО "Ямалгазинвест".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет лесов Республики Коми обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как указал заявитель жалобы, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, то есть форма КС-14 не является документом, подтверждающим факт ввода в эксплуатацию объекта для применения понижающего коэффициента. Заявитель полагает, что факт ввода линейного объекта в эксплуатацию не доказан.
Ответчиком и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 23.09.2009 N С0990526/19/09-АЗ на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Коми, ГУ РК "Ухтинское лесничество", Городское участковое лесничество квартал N 11, для строительства для строительства ВЛ-96 Площадки ГАЗ. Объект "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящий в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта".
Пунктом 5.2 договора установлено, что арендная плата уплачивается арендатором ежеквартально, не позднее 20-го числа последнего месяца квартала в соответствии с расчетом, прилагаемым к договору; пункт 5.5 договора предусматривает, что размер арендной платы изменяется при изменении ставок арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам исчисления размера арендной платы, порядка и условий ее внесения размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Пункт 5.6 договора устанавливает, что перерасчет размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке в случае индексации ставок уполномоченными на это органами. Перерасчет арендной платы не требует внесения изменений в договор и происходит на основании уведомления, направленного арендодателем арендатору вместе с новым расчетом.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец ссылается на то, что ответчик обязательства по уплате арендных платежей в сроки, установленные договором, не исполнял, задолженность последнего по арендной плате на 20.06.2014 составляет 5 180 руб.55 коп., в связи с чем обратился за принудительным взысканием долга.
Согласно ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Так, согласно п. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Как следует из буквального толкования вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Установление размера арендной платы за пользование участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством РФ, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
В этой связи, поскольку договор аренды лесного участка заключен сторонами без проведения аукциона, арендная плата по данному договору не может превышать минимального размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации.
Так как Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 109, вступившим в законную силу 13.03.2011., Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 было дополнено примечанием 9 к таблице 16, которым предусмотрено применение поправочного коэффициента 0,1 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов, суд первой инстанции правомерно применил указанный поправочный коэффициент к спорным правоотношениям.
Как правильно указал суд первой инстанции, ответчиком оплата арендных платежей за пользование земельным участком внесена в полном объеме, с учетом поправочного коэффициента.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований истца, с учетом поправочного коэффициента в размере 0,1.
Суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что не доказан факт ввода линейного объекта в эксплуатацию.
В соответствии с Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным Распоряжением ОАО "Газпром" от 31.12.2013 N 710 объект "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0", входящий в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта" выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Как следует из Раздела 5 Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом при приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооружений за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт подтверждает соответствие построенного объекта проектной документации, а также государственным стандартам и правилам.
Следовательно, объекты недвижимости, для строительства которых заключен Договор, являются созданными с момента подписания и утверждения вышеуказанного акта приемки.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчик не уведомил его об окончании строительства линейного объекта на арендуемом участке и не вызвал арендодателя для составления акта о вводе объекта в эксплуатацию, подлежит отклонению но следующим основаниям.
Согласно договору арендатор не обязан уведомлять арендодателя о факте начала эксплуатации построенного объекта, и не обязан включать в состав комиссии по приемке построенного на арендуемом участке объекта представителя арендодателя.
При этом сам арендодатель не лишен права осмотра своих лесных участков, в том числе на предмет завершения строительных работ.
Порядок приемки и ввода в эксплуатацию объектов регулируется, в частности СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которому по завершении работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, а также договором строительного подряда, оценку соответствия законченного строительством объекта в форме приемки и ввода его в эксплуатацию производят участники строительства с участием органов власти и (или) самоуправления, уполномоченных этими органами организаций, органов государственного контроля (надзора) осуществляют. Состав участников и процедуры опенки соответствия обязательным требованиям определяются соответствующими техническими регламентами, а до их принятия - строительными нормами и правилами, в том числе территориальными и ведомственными, действующими на момент приемки на территории расположения объекта. Истец к указанным лицом не относится.
Поскольку понижающий коэффициент к расчетам по арендной плате применен обоснованно, у ответчика отсутствует задолженность в заявленном периоде. Оснований для расторжения договора аренды и взыскании долга не имеется.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 268, 269 п. 1, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 4 февраля 2015 года по делу N А40-196940/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С.Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196940/2014
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, Комитет лесров Республики Коми
Ответчик: ОАО "Газпром"
Третье лицо: ЗАО "Ямалгазинвест"