город Москва |
|
3 июня 2015 г. |
дело N А40-121504/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства г. Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы и
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2015
по делу N А40-121504/14, принятое судьей Иевлевым П.А.
по заявлению ООО "ОЛЬГА на Панфиловском" (ОГРН 1067746314272, ИНН: 773504328, 124460, Москва, Зеленоград, 11-й микрорайон, корпус 1104),
к 1) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1); 2) Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20); 3) Правительству г. Москвы (адрес: 125032, Москва, улица Тверская, дом 13); 4) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН: 7726639745, 115191, Москва, ул. Большая Тульская, дом 15)
об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка;
при участии:
от заявителя: |
Решетников Д.О. по доверенности от 02.06.2015; |
от заинтересованных лиц: |
не явились, извещены; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2015 заявление ООО "ОЛЬГА на Панфиловском" удовлетворено в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:10:0001003:35 в размере 36.996.780 руб. и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "ОЛЬГА на Панфиловском" взысканы 4.000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, 15.000 руб. судебных издержек.
Правительство г. Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы не согласились с выводами суда, обратились с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства г. Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что между Правительством г. Москвы и истцом заключен договор аренды земельного участка от 31.05.1994 N М-10-000638 в отношении земельного участка общей площадью 3.295 кв. м., расположенного по адресу: Москва, Зеленоград, Панфиловский проспект, с кадастровым номером 77:10:0001003:35, для эксплуатации существующего здания по торговому обслуживанию населения.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы" по состоянию на 01.01.2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 49.518.610, 95 руб.
Согласно экспертному заключению ООО "Аналитик-Экспресс" от 13.01.2015 N Н/15-1301 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 36.996.780 руб.
Требования истца по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости спорных земельных участков, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 66 Кодекса установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Кодекса.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 751-ПП с 01.01.2014 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, в том числе в отношении спорного земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом п. 3 ст. 66 Кодекса установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Согласно п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Кодекса.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Абзацем 37 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Поскольку арендная плата арендуемого у г. Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Исходя из этого, истец, как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость в 0, 3 раза меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании постановления N 751-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013).
Согласно ст. 6 Федерального закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Наличие у общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Следует отметить, что обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, обществом самостоятельно выбран способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент обращения в суд первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обоснованно несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истца в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Оценив представленное заключение, суд исходит из того, что заключение эксперта составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, не имеется.
Установленная стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2014.
Введение с 01.01.2015 новой кадастровой стоимости (по состоянию на 01.01.2014) не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Производство по делу не подлежит прекращению, в связи в неподведомственностью спора (иск предъявлен до 06.08.2014).
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины и судебные издержки в виде оплаты услуг эксперта возмещены в порядке, предусмотренном ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Правительства г. Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы отклоняются, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2015 по делу N А40-121504/14, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121504/2014
Истец: ООО "Ольга на Панфиловском"
Ответчик: ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА РОСРЕЕСТРА, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
Третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картограии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве