г. Саратов |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А12-2977/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Жаткиной С. А., судей Волковой Т. В., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2015 года по делу N А12-2977/2015 (судья Н. И. Прудникова),
по исковому заявлению администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН3428985196, ОГРН 1053478414791, 404152, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Закутский, ул. Ленина, 11а)
к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН3444080684, ОГРН 1023403453072, 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922, 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида,7),
общества с ограниченной ответственностью "Юнитон" (ИНН 3435109792, ОГРН 111343500962, 404106, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина,308 ж офис 12)
о взыскании 1 466 987 рублей 61 копейки,
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о взыскании задолженности по соглашению N 394-14 от 05.11.2014 в размере 1 466 987 рублей 61 копейка.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2015 по делу N А12-2977/2015 с Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области взыскано 1 466 987 рублей 61 копейка по соглашению N 394-14 от 05.11.2014.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте указанные лица извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ. Публикация в сети Интернет произведена 30.04.2015.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферы из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год.
В пункте 3.5 данного постановления предусмотрено выделение Фрунзенского сельского поселения 6365,5 тыс. руб. в виде субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда.
В Законе Волгоградской области N 181-ОД от 27.12.2012 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" средства дорожного фонда на 2013 год утверждены (часть 5 статьи 7, Приложение N 8).
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и Администрацией Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и заключено соглашение N 394-14 от 05.11.2014 о предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2014 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Фрунзенского сельского поселения в сумме 6 556 500 руб.
При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 64 100 руб. (пункт 1.4 соглашения).
В Приложении N 2 в соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ.
Истец свои обязательства исполнил. Им был заключен контракт N 0129300034314000004-0120033-02 с подрядчиком ОГУП "Волгоградавтодор" и N 0129300033014000404-0081099-01 от 28.11.2014 с подрядчиком ООО "Юнитон". Подрядчиком работы выполнены на сумму 1 527 587,61 руб.
Задолженность перед ООО "Юнитон" не погашена.
По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением N 394-14 от 05.11.2014 не произведено.
Данный факт ответчиком не отрицается.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 91-п).
В Порядке N 79-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.3). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.4). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.5).
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 79-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют органы финансового контроля в соответствии с действующим законодательством.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса РФ:
- бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и соглашения N 392-14 от 05.11.2014 у Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед Фрунзенским сельским поселением в лице Администрации возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2014 года.
Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Фрунзенского сельского поселения не перечислена.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Нормы бюджетного законодательства не исключают, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении N 392-14 от 05.11.2014 указано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет Фрунзенского сельского поселения причитающуюся субсидию.
Кроме того в п. 6. 2 соглашения указано, что указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах. В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом за исключением пунктов 1.2. и 1.4 соглашения.
Кроме того, в пункте 6.2 соглашения указано, что в части принятых Министерством обязательств соглашение действует до полного их исполнения.
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кроме того, в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по соглашению N 394-14 от 05.11.2014 Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца 1 466 987 рублей 61 копейки по соглашению N 394-14 от 05.11.2014 из средств дорожного фонда Волгоградской области.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2015 года по делу N А12-2977/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2977/2015
Истец: Администрация Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
Третье лицо: Комитет финансов администрации Волгограда, ООО "Юнитон"