г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2015 г. |
Дело N А42-5980/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7526/2015) общества с ограниченной ответственностью "Монолит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.02.2015 по делу N А42-5980/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Монолит"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
третье лицо: Комитет имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации муниципального образования Кандалакшский район
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (ОГРН 1125190000210, адрес: г. Мурманск, ул. Радищева, д. 16, оф. 22; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Управление, Мурманское УФАС) от 21.07.2014 по делу N 06-09/РНП-51-39 о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее - Комитет, Заказчик).
Решением суда от 18.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Монолит" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Монолит". По мнению подателя жалобы, суд необоснованно усмотрел в действиях Общества признаки недобросовестности, ограничившись лишь формальной констатацией ненадлежащего исполнения заявителем тех или иных требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела, в том числе не были должным образом оценены действия Общества, направленные на заключение государственного контракта.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчиком - Комитетом имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации муниципального образования Кандалакшский район было размещено извещение (N 0149300003514000133) о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство компакторной площадки для перегруза твердых бытовых отходов по адресу: Мурманская область, Кандалакшский район, с. Алакуртти, пер. Лесной.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 407 635 руб.
По результатам аукциона победителем признано ООО "Монолит", предложившее наименьшую сумму контракта - 25 352 062,30 руб.
02.06.2014 ООО "Монолит" направило Заказчику подписанный электронно-цифровой подписью муниципальный контракт и банковскую гарантию ОАО "Сбербанк России" от 03.06.2014 N 38/7970/0013/59-1727, в соответствии с которой Гарант гарантирует и обязуется уплатить Бенефициару по его первому требованию сумму в пределах 4 111 145,25 руб. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом контракта.
Установив, что представленная Обществом банковская гарантия отсутствует в реестре банковских гарантий, что является нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик принял решение об отказе от заключения муниципального контракта с ООО "Монолит" (протокол от 06.06.2014).
Не согласившись с решением Заказчика об отказе от заключения муниципального контракта, Общество обжаловало его в УФАС.
По результатам проверки комиссией УФАС вынесено решение от 18.06.2014 по делу N 06-10/14-196, которым жалоба Общества признана необоснованной. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2014 по делу N А42-5149/2014 Обществу отказано в признании недействительным данного решения УФАС.
04.07.2014 Заказчик заключил контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер - ООО "РЕГИОНСТРОЙ", и 08.07.2014 направил в адрес Мурманского УФАС сведения в отношении ООО "Монолит" для решения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Мурманского УФАС от 21.07.2014 по делу N 06-09/РНП-51-39 ООО "Монолит" включено в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству компакторной площадки для перегруза твердых бытовых отходов по адресу: Мурманская область, Кандалакшский район, с. Алакуртти, пер. Лесной (реестровый номер закупки: 0149300003514000133).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не установил наличие предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения УФАС незаконным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления Общества.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворении апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьей 70 Закона N 44-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 названной статьи Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями аукционной документации об открытом аукционе предусмотрено обеспечение исполнения государственного контракта в виде предоставления банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет.
Банковская гарантия, как один из предусмотренных статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации способов обеспечения исполнения обязательств в соответствии со статьей 368 Гражданского кодекса Российской Федерации, представляет собой письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта) по уплате кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежной суммы по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Согласно статье 369 Гражданского кодекса Российской Федерации банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром (основного обязательства).
В силу части 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий (пункт 1 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Монолит" в качестве обеспечения обязательств по гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества работы в соответствии с муниципальным контрактом представлена банковская гарантия N 38/7970/0013/59-1727, выданная 03.06.2014 ОАО "Сбербанк России".
Однако, согласно скриншоту закрытой части сайта www.zakupki.gov.ru, информация о данной банковской гарантии в реестре банковских гарантий отсутствует.
Таким образом, представленная Обществом банковская гарантия не может быть признана надлежащим документом, обеспечивающим исполнение контракта. Требуемое обеспечение в иной форме победителем аукциона также не представлено.
В случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник в силу части 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как обоснованно указал суд, ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечить защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Довод Общества о том, что оно не имело умысла уклоняться от заключения государственного контракта, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как недобросовестные действия участника размещения заказа выразились в рассматриваемом случае в ненадлежащем исполнении закона и условий аукционной документации, что привело в конечном итоге к невозможности заключения государственного контракта, чем был нарушен баланс публичных и частных интересов, не достигнуты цели Закона о контрактной системе, направленные на эффективное использование бюджетных средств.
Как правомерно указал суд, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Судом также обоснованно отклонена ссылка ООО "Монолит" на недобросовестные действия брокера - компании "ПрофФИНАНС" и ее представителя Котова Игоря Александровича, предложившего услугу по получению банковской гарантии, так как вся ответственность по соблюдению законодательства о контрактной системе лежит на участнике размещения заказа, который, действуя разумно и осмотрительно, должен осознавать все связанные с таким получением (через посредника) банковской гарантии риски, в том числе ответственность за подлинность представляемого государственному заказчику документа. Заявителем не представлены доказательства совершения им действий по проверке подлинности полученной банковской гарантии, в том числе информации из реестра банковских гарантий, ведение которого с момента принятия Закона N 44-ФЗ является обязательным.
Не проверив полученный от посредника документ на предмет его подлинности и соответствия действующему законодательства и не удостоверившись в наличии информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий, Общество действовало неосмотрительно и не предприняло всех надлежащих мер по соблюдению положений Закона о контрактной системе.
Общество имело также возможность воспользоваться иными способами обеспечения, предусмотренными законом и аукционной документацией, однако своим правом не воспользовалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права в отношении установленных фактических обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения Мурманского УФАС о включении ООО "Монолит" в реестр недобросовестных поставщиков.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки данного вывода суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 500 руб. на основании платежного поручения от 16.03.2015 N 28 подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 февраля 2015 года по делу N А42-5980/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Монолит" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5980/2014
Истец: ООО "Монолит"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Третье лицо: Комитет имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации МО Кандалакшский район
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7526/15