г. Ессентуки |
|
3 июня 2015 г. |
Дело N А25-29/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2015 по делу N А25-29/2015 (судья Калмыкова М.Ю.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1050900921235, ИНН 0917000450)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2014 N 001839 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике - представитель Попова Н.А. по доверенности от 07.11.2014 N 22,
от закрытого акционерного общества "Тандер" - представитель Шевелева Ю.В. по доверенности от 11.02.2015 N 2-4/120,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) от 08.12.2014 N 001839 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 20.03.2015 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Управления от 08.12.2014 N 001839.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Общества. Считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав правовые позиции представителей Общества и Управления, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 28.06.1996 Регистрационной палатой администрации города Краснодара. 12.08.2002 Общество внесено Инспекцией ФНС России N 2 по городу Краснодару в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022301598549. Основным видом деятельности Общества является розничная торговля через сеть магазинов "Магнит".
Управление на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.04.2014 N 297, принятого во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16.04.2014 N ОГ-П12-2585, вынесло распоряжение от 28.05.2014 N 000665 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении магазинов Общества, находящихся на территории Карачаево-Черкесской Республики, в том числе гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 37. К участию в проверке привлечены специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике". Распоряжение направлено в адрес общества посредством факсимильной связи.
05.06.2014 сотрудниками Управления в присутствии директора Катчиевой Н.А. и двух понятых произведен осмотр торгового зала гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 37. В ходе осмотра установлено, что в гипермаркете реализуется продукция с нарушением технических регламентов.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 05.06.2014 N 000665/1, копия которого вручена директору магазина.
02.07.2014 Управлением в отношении Общества составлен протокол N 001276 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 02.07.2014 N 001276 и материалы по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены Управлением в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.10.2014 по делу N А25-1294/2014 в удовлетворении заявленных требований Управления отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Однако в привлечении к административной ответственности судом отказано, поскольку Управлением нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности. Нарушение выразилось в том, что представитель Общества не был допущен к составлению протокола об административном правонарушении.
Уведомлением от 17.11.2014 Управление известило общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, выявленном при проведении внеплановой проверки 05.06.2014.
27.11.2014 Управлением в присутствии представителя Общества Шевелевой Ю.В. составлен протокол N 002107 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Представителю Общества под роспись вручена копия протокола с отметкой о том, что рассмотрение административного дела в отношении Общества назначено к рассмотрению на 10 часов 00 минут 08.12.2014.
Определением от 27.11.2014 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес Общества посредством телеграфной связи и получено Обществом 02.12.2014.
08.12.2014 Управлением в отсутствие представителя Общества вынесено постановление N 001839 о наложении на Общество административного наказания в виде штрафа в размере 250000р, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективную сторону образуют действия (бездействие) изготовителя, исполнителя, продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов или действующих до принятия технических регламентов требований к конкретной продукции, а также требований, связанных с процессом производства, хранения, транспортирования, реализации, установленных, соответственно, для изготовителя, продавца.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец; объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.
В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в ст.ст. 14.43 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
Разновидностью таких нормативных правовых актов являются федеральные санитарные правила, обязательные для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях Общества имеются признаки состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43, что также подтверждается решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.10.2014 по делу N А25-1294/2014.
Как видно из содержания вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.10.2014 по делу N А25-1294/2014 в действиях Общества имеется состав вмененного ему в вину нарушения.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства по делу N А25-1294/2014 схожи с обстоятельствами по настоящему делу, круг лиц, участвующих в деле, совпадает.
Довод Общества о нарушении Управлением принципа недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение отклонен судом первой инстанции.
Правила назначения административного наказания установлены в статье 4.1 КоАП РФ, согласно части 5 которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При этом в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным ст.ст. 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Отмена постановления Управления по основаниям, не предусмотренным ст.ст. 2.9 и 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не препятствует осуществлению административным органом производства по делу.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что составление Управлением нового протокола об административном правонарушении при соблюдении административных процедур не является процессуальным нарушением и не препятствует привлечению лица к ответственности в пределах соответствующего срока давности.
Общество ранее не было привлечено к административной ответственности на основании первого протокола, признанного судом недействительным, поскольку представитель Общества не был допущен к его составлению. Таким образом, имелись иные основания, отличные от оснований, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ. Повторность привлечения к ответственности в данном случае отсутствует.
Закон не содержит требований к административному органу в случае выявления дефектов протокола возобновлять производство и проводить административное расследование. Совершение указанных действий не требовалось. Выявленные недостатки могли быть и были исправлены, а права Общества восстановлены путем составления нового протокола.
Довод Общества о его ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного дела также отклонен судом первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Общество надлежащим образом извещено о рассмотрении дела посредством телеграфной связи 02.12.2014.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Пояснения представителя Общества в судебном заседании о том, что в 08.12.2014 Управлением рассматривалось в отношении Общества несколько административных дел, необоснованы и не подтверждены соответствующими документами.
Штраф за административное правонарушение назначен Управлением в пределах санкции статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом наличия отягчающих обстоятельств.
Так, ранее Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 по делу N А40-72976/2014, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 и постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2015, на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2014 по делу N А63-4254/2014, оставленного без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014, решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.08.2014 по делу N А79-4120/2014, оставленного без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, решения Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2014 по делу N А40-85329/14, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014, решения Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2014 по делу N А53-10843/2014, оставленного без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014.
Неоднократное привлечение Общества к административной ответственности за однородные административные правонарушения указывает на наличие отягчающих его вину обстоятельств, в связи с чем оспариваемая сумма примененного административного штрафа не является чрезмерной и отвечает целям административного наказания.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с ч. 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2015 по делу N А25-29/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-29/2015
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике, Шевелева Юлия Валентиновна
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1595/15