г. Челябинск |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А07-23806/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валдер О.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" Рахматуллина Шамиля Камиловича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2015 по делу N А07-23806/2014 (судья Салиева Л.В.).
Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - администрация Учалинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" Рахматуллину Шамилю Камиловичу (далее - глава КФХ, ответчик) о взыскании суммы задолженности по договору от 24.12.2012 N 02-12/493 о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга в размере 150 000 руб. ( требование изложено с учетом принятого судом первой инстанции уточнения иска - т. 1, л.д. 90).
Определением суда от 20.11.2014 участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечено государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Башсельхозтехника" (далее - ГУСП "Башсельхозтехника", третье лицо - т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2015 (резолютивная часть объявлена 11.02.2015) исковое требование Администрации удовлетворены. С Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" Рахматуллина Шамиля Камиловича в пользу администрации Учалинского района взыскано 150 000 руб., полученных в качестве бюджетных субсидий (т. 1, л.д. 93-98).
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Рахматуллин Ш.К. (далее так же апеллянт) обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Рахматуллин Ш.К. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого судебного акта.
Апеллянт указывает, что Глава КХФ Рахматуллин не знал о судебных заседаниях, т.к. не поучал судебных повесток и извещений, копия искового заявления в его адрес так же не направлялась.
Кроме того, апеллянт полагает, что Рахматуллин Ш.К. как физическое лицо не может выступать в качестве ответчика по иску, поскольку стороной по договору о предоставлении субсидии является крестьянское (фермерское) хозяйство "Оксын", а не Рахматуллин К.Ш. Так же суд не учел, что полученные денежные средства были направлены на оплату первоначального взноса по договору сублизинга. Просит решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.04.2012 между ГУСП "Башсельхозтехника" (сублизингодатель) и КФХ "Оксын" в лице Рахматуллина Ш.К. (сублизингополучатель) заключен договор финансовой аренды (сублизинга) N 88/ВЛ, по условиям которого сублизингодатель предоставляет сублизингополучателю в сублизинг имущество в соответствии со спецификацией (приложение N1) за оговоренную плату на весь срок сублизинга (т.1 л.д. 12-17).
Предмет лизинга передается сублизингополучателю во владение и пользование в срок до 16.07.2015 (1.3 договора сублизинга).
Согласно п.п. 3.2 договора сублизингополучатель обязался оплачивать лизинговые платежи в соответствии с графиком расчетов по договору, указанным в приложении N 3.
Сторонами подписана спецификация, где согласовано передаваемое в сублизинг имущество - Беларус 1221 в количестве 1 шт. ( т.1 л.д.18).
Товарной накладной N 88 от 16.04.2012 подтверждена поставка имущества - Беларус 1221 заводской N 12000446 на сумму 667 250 руб. (т. 1 л.д.20).
По акту приема-передачи от 16.04.2012 ГУСП "Башсельхозтехника" передало ответчику Беларус - 1221 в количестве одной единицы (т.1 л.д.19).
24.12.2012 между администрацией Учалинского района и Крестьянским (фермерским) хозяйством "Оксын" заключен договор N 02-12/493 о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга (далее - договор), предметом которого является субсидирование администрацией части лизинговых платежей по договору сублизинга Получателя (КФХ "Оксын") на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, за исключением части лизинговых платежей на покрытие доходов лизингодателя и (или) затрат по уплате первого взноса по договору лизинга (т. 1 л.д.21-23).
Субсидирование затрат Получателя, указанных в пункте 1.1 договора, осуществляется в соответствии с расчетом суммы субсидирования части лизинговых платежей по договорам лизинга согласно Приложению N 1, являющемуся неотъемлемой частью договора (п.п. 1.1, 1.2. договора).
В соответствии с п. 4.1. договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств, за исключением обязательства, предусмотренного пунктом 2.1.1 настоящего договора.
Согласно п. 3.1. договора сумма средств федерального бюджета, предоставляемых Получателю по договору в качестве субсидирования его затрат, составляет 150 000 рублей.
В соответствии с п. 3.2. договора Администрация осуществляет перечисление денежных средств в течение 20 рабочих дней с момента заключения настоящего договора при наличии соответствующих средств федерального бюджета на счете истца.
Согласно п. 2.2.1. договора Получатель обязуется использовать выделенную субсидию на осуществление приоритетного вида экономической деятельности, на развитие которого предоставлена субсидия. Полученные денежные средства не могут быть направлены на премирование работников, приобретение жилых помещений, транспортных средств за исключением спецтехники и специализированных транспортных средств, а именно должна быть направлена согласно приложению N 1 к договору от 24.12.2012 N 02-12/493 на уплату первоначального взноса по договору сублизинга от 16.04.2012 N 88/ВЛ на приобретение сельскохозяйственной техники Беларус-1221.2.
Согласно п. 5.3 договора субсидирования затрат в случае расторжения (признания недействительным) договора сублизинга, являющегося предметом субсидирования, денежные средства в размере субсидии, полученной по такому договору, подлежат возврату в доход федерального бюджета.
Платежным поручением от 26.12.2012 N 3775052 во исполнение условий договора администрация Учалинского района перечислила в адрес Крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" денежные средства в сумме 150 000 руб. (т. 1 л.д.28).
В связи с неисполнением сублизингополучателем обязательств по оплате лизинговых платежей, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2013 по делу N А07-6981/2013 с КФХ "Оксын" в пользу ГУСП "Башсельхозтехника" взыскано 159 153 руб. 85 коп. суммы долга, 4 960 руб. 29 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно акту изъятия техники от 08.09.2014 трактор Беларус -1221 изъят, у КФХ "Оксын" лизингодателем (т.1 л.д.39-40).
Неисполнение ответчиком обязательства по возврату денежных средств послужило основанием для обращения Администрация МР Учалинский район РБ в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия обязательственных правоотношений сторон, неисполнения ответчиком вытекающих из договора субсидирования обязательств по возврату денежных средств в случае расторжения договора лизинга.
Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд не находи оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в применимой редакции) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии предусматривает нецелевое использование субсидии в сроки, установленные уполномоченным органами исполнительной власти.
Согласно договору о предоставлении субсидии предусмотрен возврат субсидии в случае расторжения, признания недействительным договора сублизинга, являющегося предметом субсидирования.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (ст. 309 ГК РФ), односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п1 ст. 310 ГК РФ).
Обстоятельство прекращения правоотношений, вытекающих из договора сублизинга, подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком, в силу чего суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для возврата полученной ответчиком субсидии в соответствии с положением п. 5.3 договора субсидирования.
Довод апеллянта о том, что Рахматуллин Ш.К. как физическое лицо не может выступать в качестве ответчика по иску, поскольку стороной по договору о предоставлении субсидии являлось крестьянское (фермерское) хозяйство "Оксын", подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц регистрация в качестве юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" произведена 24.11.2002, что свидетельствует об образовании данного юридического лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Сменивший названный закон Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) создание крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве юридических лиц не предусматривает. Согласно пункту 3 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ статус КФХ как юридических лиц, созданных по Закону РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 был продлен до 1 января 2021 г., но с распространением на него правил ст. 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Поскольку КФХ предполагает личное участие своих членов в его деятельности, закон (п. 3 ст. 86.1 ГК РФ) разрешает гражданину быть участником только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица.
Пунктом 4 ст. 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
Из положений вышеуказанной нормы следует, что все члены КФХ несут по его обязательствам неограниченную субсидиарную ответственность личным имуществом.
Из представленной в дело выписки ЕГРЮЛ следует, что Рахматуллин Шамиль Камилович является единственным участником КФХ "Оксын".
При названных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает противоречий в привлечении Главы КФХ Рахматуллина Шамиля Камиловича в качестве ответчика по иску Администрации в настоящем споре.
Доводы апеллянта о том, что Глава КХФ Рахматуллин не знал о судебных заседаниях, т.к. не получал судебных повесток и извещений, копия искового заявления в его адрес так же не направлялась, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами получения судебной корреспонденции, направленной по юридическому адресу КФХ "Оксын", а именно: Республика Башкортостан, Учалинский район, с. Ахуново, пер. Пионерский, д. 13.
Так по указанному адресу ответчиком получено определение суда о принятии искового заявления к производству, что подтверждается уведомлением предприятия связи о вручении заказного почтового отправления (л.д. 77).
По этому же адресу предприятием связи вручено определение о назначении дела к судебному разбирательству (л.д. 89).
Довод апеллянта, согласно которому суд не учел, что все полученные денежные средства были направлены на оплату первоначального взноса по договору сублизинга, не влияют на правильность принятого судебного акта, поскольку неисполнение вытекающих из договора сублизинга обязательств, повлекшее прекращение указанного договора и в свою очередь возникновение обязанности вернуть полученную субсидию, подтверждены представленными истцом допустимыми и относимыми доказательствами.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2015 по делу N А07-23806/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" Рахматуллина Шамиля Камиловича - без удовлетворения.
Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Оксын" Рахматуллина Шамиля Камиловича в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23806/2014
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "ОКСЫН"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БАШСЕЛЬХОЗТЕХНИКА" РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН