город Самара |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А55-28747/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Баклановой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Самарской области по делу А55-28747/2014 (судья Плотникова Н.Ю.)
по иску открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат",
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", в лице Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания структурного подразделения Куйбышевской железной дороги Россия,
о взыскании 313 068 руб. 72 коп.,
с участием:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - представитель Матявина Н.В. (доверенность от 26.11.2014 N НЮ-46/253),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Белорецкий металлургический комбинат" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов в сумме 313 068 руб. 72 коп.
Решением суда первой инстанции от 11 марта 2015 года производство по делу в части взыскания пени за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным N N ЭО679305, ЭО 678927, ЭО 678692 на сумму 7 646 (Семь тысяч шестьсот сорок шесть) руб. 40 коп. прекращено.
Открытому акционерному обществу "Белорецкий металлургический комбинат" (ОГРН 1020201623716, ИНН 0256006322) из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 152 (Сто пятьдесят два) рубля 37 копеек, уплаченная платежным поручением N 8673 от 18.11.2014.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" (ОГРН 1020201623716, ИНН 0256006322) взыскано пени за просрочку доставки грузов в сумме 200 000 (Двести тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8 548 (Восемь тысяч пятьсот сорок восемь) рублей.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Белорецкий металлургический комбинат" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2015 года, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель считает, что просрочка доставки груза указана верно, в связи с чем сумма пени исчислена верно. Кроме этого, заявитель полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции нарушена норма статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также заявитель считает, что судом первой инстанции нарушены требования, предусмотренные статьями 68, 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии истца.
В судебном заседании представитель ответчика считал судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что по транспортным железнодорожным накладным N ЭР003997 на станции отправления Мелеуз, NЭП099525, NЭП259667 от грузоотправителя ОАО "Федеральная грузовая компания", NЭП373033, NЭП286689 на станции отправления Белорецк от грузоотправителя ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", NЭП126253, NЭП125053 на станции отправления Балашиха от грузоотправителя ОАО "Челябинский металлургический комбинат" NЭП01513, NЭП047927, NЭП048051 на станции отправления Заинск от грузоотправителя ООО "Магистральная Специализированная компания", NЭП125282, NЭП125168, NЭП125328, на станции отправления Барыбино, NЭП275036 на станции отправления Пенза 4, NЭП275246 на станции отправления Тольятти от грузоотправителя ООО "УВЗ-Логистик", NЭП813894, NЭП813805, NЭП813184 на станции отправления Солнечная, NЭП809530, NЭП755430 на станции отправления Покров, NЭП762303, NЭП761474, NЭП794676, NЭП762126 на станции отправления Химки, NЭО707268, NЭО707636, NЭО768604, NЭО768184, NЭО764256, NЭО764190, NЭО766180, NЭО763398, NЭО767788, NЭО767712, NЭО767866, NЭО771326, NЭО772482, NЭО764744, NЭО763462, NЭО761398 на станции отправления Сходня, NЭН515496 на станции отправления Купавна, NЭП05534 на станции отправления Лесок, NЭО493249 на станции отправления Костариха, NЭО816395 на станции отправления Темрюк, NЭП015997, NЭП016049 на станции отправления Средневолжская, NЭО921327, NЭО921398, NЭО921419, NЭО921268 на станции отправления Дьяконово, NЭО992443, NЭО992678, NЭО835162 на станция отправления Ясная Поляна, NЭП761201 на станции отправления Тверь, NЭП755289. NЭП758128 на станции отправления Сходня, NЭП915917 на станции отправления Котел, NЭП796871, NЭП795551, NЭП795437 на станции отправления Пергуба, NЭП220553 на станции отправления Новокуйбышевская, NЭО921358 на станции отправления Дьяконово, NЭП053650 на станции отправления Аэропорт, NЭП216768 на станции отправления Ногинск, NЭП053416 на станции отправления Узловая 3, NЭО534849, NЭО534651, NЭО534303, NЭО534722 на станции отправления Шарапова Охота, NЭО766016, NЭО767191 на станции отправления Сходня, NЭП053522, на станции отправления Аэропорт, NЭП071925, NЭП121071, NЭП071883, NЭО887154 на станции отправления Средневолжская, NЭП044826, NЭП044900, NЭП045172, NЭП044851, NЭП045342, NЭП254481, NЭО834443, NЭП045242 на станции отправления Ясная Поляна, NЭП220182 на станции отправления Курумоч, NЭП809942, NЭП809506, NЭП809621 на станции отправления Князевка от грузоотправителя ООО "Мечел-Транс" ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагоны и обязалось доставить в адрес грузополучателей в сроки, указанные в транспортных железнодорожных накладных.
Как указывает истец, в установленные сроки вагоны по назначению не доставлены. В адрес грузополучателя - открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" вагоны доставлены с просрочкой, что подтверждается календарным штемпелем в транспортных железнодорожных накладных.
В указанных железнодорожных накладных, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" иные сроки доставки груза грузоотправителем не указаны, поскольку соглашение об ином сроке доставки между сторонами не заключалось.
Учитывая допущенную просрочку в доставке вагонов истец, руководствуясь положениями статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, начислил ответчику пени за просрочку доставки груза.
Согласно расчету истца общая сумма пени за просрочку доставки груза составляет 313 068 руб. 72 коп.
За несоблюдение сроков доставки грузов ОАО "БМК" в адрес Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" направлены претензионные заявления исх. N 011-17/395, N011-17/396, N011-17/397, N011-17/398, N011-17/399, N011-17/400, N011-17/401, N011-17/402, N011-17/403, N011-17/404, N011-17/405, N011-17/407, N011-17/408, N011-17/409, N011-17/409, N011-17/412, N011-17/415 от 19.08.2014 г., N011-17/411 от 18.08.2014 г., N011-17/418 от 22.08.2014 г., N011-17/422, N011-17/423, N011-17/424, N011-17/425, N011-17/426, N011-17/427, N011-17/428, N011-17/429, N011-17/430, N011-17/431, N011-17/432, N011-17/433, N011-17/434, N011-17/435, N011-17/436, N011-17/437, N011-17/438 от 25.08.2014 г.
В адрес ОАО "БМК" поступили ответы от 13.10.2014 г, от 14.10.2014 г., от 15.09.2014 г. только на претензионные заявления N 011-17/418 от 22.08.2014 г., N 011-17/422, N 011-17/423, N 011-17/424, N 011-17/425, N 011-17/426, N 011-17/427, N 011-17/428, N 011-17/429, N 011-17/430, N 011-17/431, N 011-17/432, N 011-17/433, N 011-17/434, N 011-17/435, N 011-17/436, N 011-17/437, N 011-17/438 от 25.08.2014 г., в которых Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" отказал в удовлетворении претензии, ссылаясь на "сложную эксплуатационную обстановку и ограничение пропускной способности, сложившихся вследствие занятости путей станций избыточным порожним парком порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, я том числе, следующих в адрес ОАО "БМК".
Посчитав данные доводы ответчика необоснованным, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части ввиду следующего.
В части взыскания пени по транспортным железнодорожным накладным N N ЭО679305, ЭО 678927, ЭО 678692 имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
В пункте 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Поскольку решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2014 по делу N А55-25548/2014 с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "БМК" взысканы пени за просрочку доставки грузов, в том числе, по железнодорожным накладным NN ЭО679305, ЭО 678927, ЭО 678692 за период с 17.07.2014 по 19.07.2014, в указанной части производство подлежало прекращению.
Правомерно было и отказано в части исковых требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма права содержится также и в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации, в ст. 33 которого указано, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 г. N 27 (далее - Правила) установлено, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных данными Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1), на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов, или при прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов, или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 Правил, сроки доставки грузов определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки. При перевозке грузовой скоростью повагонных отправок норма суточного пробега при расстоянии пути следования вагона от 1 000 до 1 999 километров составляет 310 километров.
Согласно маршруту вагона N 61627832 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП126253 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 808 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 808 км : 310 км = 5,83).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть, срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП126253 приемка груза к перевозке произошла 17.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 18.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 26.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 27.07.2014. То есть просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени составит: сумма провозной платы 14 160 руб. * 9% = 1 274 руб. 40 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 25.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 518 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 61946141 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП125053 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 808 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 808 км : 310 км = 5,83).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП125053 приемка груза к перевозке произошла 17.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 18.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 26.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 27.07.2014. То есть просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени составит: сумма провозной платы 14 160 руб. * 9% = 1 274 руб. 40 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 25.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 518 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 54907910 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП053650 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 820 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 820 км : 310 км = 5,87).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть, срок доставки в тоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП053650 приемка груза к перевозке произошла 15.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 16.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 24.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 24.07.2014. То есть, просрочка в доставке отсутствует. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 23.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 1 274 руб. 40 коп.
Согласно маршруту вагона N 57904658 по транспортной железнодорожной накладной N ЭО534849 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 782 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 782 км : 310 км = 5,75).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭО534849 приемка груза к перевозке произошла 14.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 15.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 23.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 28.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 5 суток. Сумма пени составит: сумма провозной платы 13 770 руб. * 9% * 5 = 6 196 руб. 50 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 22.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 7 435 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 52902046 по транспортной железнодорожной накладной N ЭО534651 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 782 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 782 км : 310 км = 5,87).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть, срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭО534651 приемка груза к перевозке произошла 14.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 15.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 23.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 28.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 5 суток. Сумма пени составит: сумма провозной платы 13 770 руб. * 9% * 5 = 6 196 руб. 50 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 22.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 7 435 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 52813557 по транспортной железнодорожной накладной N ЭО534303 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 782 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 782 км : 310 км = 5,87).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть, срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭО534303 приемка груза к перевозке произошла 14.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 15.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 23.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 27.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 4 суток. Сумма пени составит: сумма провозной платы 13 770 руб. * 9% * 4 = 4 957 руб. 20 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 22.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 7 435 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 52992674 по транспортной железнодорожной накладной N ЭО534722 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 782 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 782 км : 310 км = 5,87).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭО534722 приемка груза к перевозке произошла 14.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 15.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 23.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 27.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 4 суток. Сумма пени составит: сумма провозной платы 13 770 руб. * 9% * 4 = 4 957 руб. 20 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 22.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 7 435 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 52810793 по транспортной железнодорожной накладной N ЭО766016 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 808 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 808 км : 310 км = 5,83).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭО766016 приемка груза к перевозке произошла 15.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 16.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 24.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 25.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени составит: сумма провозной платы 14 160 руб. * 9% = 1 274 руб. 40 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 23.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 548 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 64779861 по транспортной железнодорожной накладной N ЭО767191 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 808 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 808 км : 310 км = 5,83).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭО767191 приемка груза к перевозке произошла 15.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 16.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 24.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 25.07.2014. В транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 23.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени составит: сумма провозной платы 14 160 руб. * 9% = 1 274 руб. 40 коп. При этом транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 23.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 548 руб. 80 коп.
Согласно маршруту вагона N 52738622 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП053522 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 820 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 820 км : 310 км = 5,87).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть, срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП053522 приемка груза к перевозке произошла 15.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 16.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 24.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 24.07.2014. То есть, просрочка в доставке отсутствует. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 23.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 1 274 руб. 40 коп.
Согласно маршруту вагона N 60598372 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП125282 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 738 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 738 км : 310 км = 5,6).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть, срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП125282 приемка груза к перевозке произошла 18.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 19.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 27.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 28.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени составит: сумма провозной платы 13 770 руб. * 9% = 1 239 руб. 30 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 26.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 478 руб. 60 коп.
Согласно маршруту вагона N 60603867 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП125168 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 738 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 738 км : 310 км = 5,6).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП125168 приемка груза к перевозке произошла 18.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 19.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 27.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 28.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени ставит: сумма провозной платы 13 770 руб. * 9% = 1 239 руб. 30 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 26.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 478 руб. 60 коп.
Согласно маршруту вагона N 61769717 по транспортной железнодорожной накладной N ЭП125328 расстояние от станции отправления груза до станции назначения составляет 1 738 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 6 дней (1 738 км : 310 км = 5,6).
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (6 суток), требуется прибавить 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - в связи с отправлением грузов с железнодорожных станций Московского узла. То есть срок доставки в итоге должен составить 9 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По транспортной железнодорожной накладной N ЭП125328 приемка груза к перевозке произошла 18.07.2014, исчисление срока доставки груза началось с 19.07.2014, срок доставки (9 суток) согласно Правилам истекал 27.07.2014. Груз прибыл на станцию назначения 28.07.2014. То есть, просрочка доставки составила 1 сутки. Сумма пени составит: сумма провозной платы - 13 770 руб. * 9% = 1 239 руб. 30 коп. При этом, в транспортной железнодорожной накладной проставлен срок истечения доставки - 26.07.2014, истцом ответчику начислены пени в сумме 2 478 руб. 60 коп.
Частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Суд считает, что в процессе рассмотрения настоящего дела перевозчик не доказал отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Факт нарушения сроков доставки груза истца подтвержден документально, а именно: соответствующими отметками о доставке груза в железнодорожных накладных. Кроме того, ответчик не оспорил тот факт, что фактически груз (вагоны) доставлены позже положенного срока.
Согласно ст. 97 за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные).
Согласно положениям ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание неустойки (пени) является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Поскольку факт просрочки доставки груза установлен, подтвержден материалами дела, доказательств наличия обстоятельств, определенных в ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в качестве оснований освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза, не представлено, требование истца о взыскании с ОАО "РЖД" пени правомерно.
Но, проверив расчет сроков доставки по оспоренным ответчиком транспортным железнодорожным накладным, в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки установил, что требования пунктов 5.1 и 5.9 Правил не были учтены перевозчиком при оформлении перевозочных документов: срок доставки, проставленный в железнодорожных накладных, не увеличен перевозчиком на 1 сутки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает требования истца о взыскании пени правомерными в сумме 286 622 руб. 22 коп.
Ответчиком при рассмотрении спора заявлено ходатайство об уменьшении суммы начисленных пени в связи с их несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
В силу ч. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются и в случаях, когда неустойка определена законом.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства суд вправе в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
Согласно п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности неустойки в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и др.
С учетом того, что установленный законом размер пени в несколько раз превышает учетную ставку Банка России, существовавшую в период нарушения обязательства, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что судом первой инстанции правомерно применена ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и произведено уменьшение размера ответственности ОАО "РЖД" до 200000 рублей, что позволит сохранить баланс интересов сторон, не допустив при этом извлечение какой-либо финансовой выгоды одной стороны за счет другой в связи с начислением денежных санкций.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации понесенные истцом при предъявлении иска расходы по государственной пошлине в сумме 8 548 руб. следует возместить полностью за счет ответчика. При этом суд исходит из п. 9 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", в котором указано, что если размер заявленной неустойки снижен арбитражным судом по правилам статьи 333 Гражданского кодекса РФ на основании заявления ответчика, расходы истца по государственной пошлине не возвращаются в части сниженной суммы из бюджета и подлежат возмещению ответчиком, исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее снижения.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области по делу А55-28747/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28747/2014
Истец: ОАО "Белорецкий металлургический комбинат"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания структурного подразделения Куйбышевской железной дороги