г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А56-67825/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованных лиц: Успенская О.А. по доверенности от 20.11.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5003/2015) Отдела надзорной деятельности Сланцевского района ГУ МЧС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2014 по делу N А56-67825/2014(судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ЖКТ"
к 1.Отделу надзорной деятельности Сланцевского района ГУ МЧС России по Ленинградской области, 2.ГУ МЧС России по Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное Коммунальное Товарищество" (ОГРН 1054700450331, адрес: 188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, ул. Банковская, д. 3; далее - общество, ООО "ЖКТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (адрес: 188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, ул. Дорожная, д. 1; далее - Отдел, административный орган, ОНД ГУ МЧС) от 21.07.2014 N 147/1/1.
Решением от 11.12.2014 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным предписание Отдела от 21.07.2014 N 147/1/1, а также взыскал с ГУ МЧС России по Ленинградской области в пользу ООО "ЖКТ" 2 000 рублей расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ОНД ГУ МЧС обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, предписание Отдела от 21.07.2014 N 147/1/1 является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц поддержал доводы апелляционной жалобы. Явившийся в судебное заседание представитель ООО "ЖКТ" не допущен к участию в процессе, в виду того, что его полномочия не подтверждены. В связи с изложенным, дело рассмотрено в отсутствие общества в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора ОНД Сланцевского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области от 10.07.2014 N 147, статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), в период с 17.07.2014 по 21.07.2014 административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 53.
В ходе проверки административным органом выявлено нарушение пункта 23(к) Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") (далее - Постановление N 390), а именно, на лестничных клетках, в помещениях мусоропровода устроены кладовые, изменено функциональное назначение помещения без применения действующих нормативных документов в соответствии с новым назначением этих помещений.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки N 147 от 21.07.2014
На основании выявленных нарушений ООО "ЖКТ" выдано предписание от 21.07.2014 N 147/1/1 об устранении нарушений пункта 23 (к) Постановления N 390, частей 2, 3 статьи 4, части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 1.7 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*). Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности установлен до 01.02.2015.
Предписание Отдела от 21.07.2014 N 147/1/1 обжаловано ООО "ЖКТ" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО "ЖКТ" не вправе самостоятельно осуществить демонтаж имущества собственников многоквартирного дома либо изменить его функциональное назначение, поскольку не имеет права распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, так как согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 53 по ул. Кирова в г. Сланцы Ленинградской области, N 2 от 21.12.2012 жильцы дома единогласно приняли решение об изменении функционального назначения встроенных помещений мусоропровода на лестничных клетках и передаче этих помещений в личное пользование собственников помещений дома для хранения негорючих механизмов и материалов. На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным обжалуемого предписания ОНД ГУ МЧС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заинтересованных лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена статьей 37 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
ООО "ЖКТ" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 53, на основании договора управления N 03/ЖКТ от 01.04.2008 и постановления Администрации МО Сланцевское городское поселение от 22.08.2008 N 323-П. Таким образом, общество, приняв на себя обязательства по содержанию жилого дома, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в спорном доме.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 23 Постановления N 390 на объектах защиты запрещается хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Нарушение обществом указанных требований пожарной безопасности подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки от 21.07.2014 N 147.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что в связи с тем, что согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 53 по ул. Кирова в г. Сланцы Ленинградской области, N 2 от 21.12.2012 жильцы дома единогласно приняли решение об изменении функционального назначения встроенных помещений мусоропровода на лестничных клетках и передаче этих помещений в личное пользование, собственников помещений дома для хранения негорючих механизмов и материалов, ООО "ЖКТ" не вправе самостоятельно осуществить демонтаж имущества собственников многоквартирного дома либо изменить его функциональное назначение, поскольку не имеет права распоряжения общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с предписанием административного органа от 21.07.2014 N 147/1/1 обществу надлежит запретить устройство в лестничных клетках кладовых в помещениях мусоропровода и изменение функционального назначения помещений без применения действующих нормативных документов в соответствии с новым назначением этих помещений.
В соответствии с пунктом 1.7* СНиП 21-01-97* при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил N 170 граждане, юридические лица в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" обязаны выполнять предусмотренные законодательством противопожарные и эксплуатационные требования.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1 Правил N 170).
Решение принятое внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 53 по ул. Кирова в г. Сланцы, в соответствии с протоколом N 2 от 21.12.2012, об изменении функционального назначения встроенных помещений мусоропровода на лестничных клетках и передаче этих помещений в личное пользование, собственников помещений дома для хранения негорючих механизмов и материалов, должно реализовываться согласованно с пунктом 23 (к) Правил N 390, запрещающим устраивать в лестничных клетках кладовые и иные подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных клетках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Кроме того, принятое внеочередным общим собранием собственников помещений решение об изменении функционального назначения встроенных помещений мусоропровода на лестничных клетках на момент проверки не было надлежащим образом исполнено, а именно не были получены в установленном порядке соответствующие разрешения на устройство кладовок в лестничных клетках, в то время как пунктом 1.3 договора управления N 03/ЖКТ от 01.04.2008 установлено, что ООО "ЖКТ" обязано вести и хранить техническую документацию на каждый дом, внутридомовое инженерное оборудование и объекты придомового благоустройства.
В материалы дела представлены предупреждения ООО "ЖКТ" от 07.02.2014 в адрес жильцов спорного многоквартирного дома с требованием представить в управляющую организацию разрешительную документацию в соответствии с новым назначением помещений, переданных в личное пользование собственников квартир многоквартирного дома по протоколу N 2 от 21.12.2012. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств исполнения собственниками указанных предупреждений общества, равно как и доказательств принятия ООО "ЖКТ" мер, направленных на соблюдение обязанностей возложенных на управляющую организацию по надлежащему содержанию многоквартирного дома с соблюдение требований законодательства в области пожарной безопасности, в том числе, доказательств обращения общества в органы пожарного надзора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности выданного ООО "ЖКТ" предписании Отдела от 21.07.2014 N 147/1/1, нарушения прав и законных интересов общества указанным предписанием суд апелляционной инстанции не усматривает.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования ООО "ЖКТ" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 декабря 2014 года по делу N А56-67825/2014 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилищное Коммунальное Товарищество" об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности Сланцевского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области от 21.07.2014 N 147/1/1 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67825/2014
Истец: ООО "Жилищное Коммунальное Товарищество", ООО "ЖКТ"
Ответчик: ГУ МЧС России по Ленинградской области, Отдел надзорной деятельности Сланцевского района ГУ МЧС России по Ленинградской области, Отдел надзорной деятельности Сланцевского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6901/15
04.06.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5003/15
16.01.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-249/15
11.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67825/14